Большое расстояние между позвонками поясничного отдела позвоночника
Статьи про позвоночник >> Принципы и практические упражнения для декомпрессии позвоночника
Делимся с друзьями и коллегами |
В течение дня позвоночник испытывает нагрузки в разных направлениях. Вертикальная нагрузка присутствует постоянно – сидим мы или
стоим, а если переносим груз, она увеличивается во много раз. Под действием силы тяжести расстояние между позвонками уменьшается.
Если позвоночник здоров, то вечером рост человека уменьшается примерно на 2,5 – 5 сантиметров и это не сказывается существенно на
самочувствии и работоспособности. У большинства людей межпозвоночные диски изношены и поэтому, позвонки, смещаясь, давят на
спинной мозг и вечером чувствуется усталость и тянущая боль в спине.
Из этой ситуации есть два выхода.
1. С помощью сбалансированного ежедневного питания помогать организму, восстанавливать межпозвоночные диски. Этим обязательно надо
заниматься, но этот процесс долговременный и не даёт быстрых положительных результатов.
2. С помощью специальных упражнений можно растягивать (увеличивать расстояние между позвонками) позвоночник. Таким образом,
снимается нагрузка с корешков спинного мозга, устраняется причина болей в спине и облегчается работа внутренних органов. Такая
процедура оказывает быстрое положительное действие. Если позвоночник здоров – это хорошая профилактика, а если уже начинает
болеть – первый шаг к оздоровлению позвоночника.
В идеале каждый человек, планирующий долгую плодотворную жизнь должен выполнять и 1 и 2 пункт.
Правила выполнения упражнений для расстяжения позвоночника
1. Упражнения полезней всего делать по вечерам и ежедневно.
2. Постепенно увеличивайте нагрузку на организм.
3. С начала делайте упражнения с минимальной амплитудой, постепенно увеличивая её.
4. Не стремитесь к тому, что бы позвоночник «хрустел».
5. Выполняя упражнения учитесь максимально расслаблять мышцы спины, тогда эффект будет максимальным.
Упражнения можно делать в любой последовательности и не обязательно выполнять весь комплекс одновременно.
Техника выполнения упражнений для увеличения расстояния между позвонками
Упражнений, благодаря которым можно увеличить расстояния между позвонками и тем самым снять болевые ощущения, большое
количество, особенно в арсенале классической йоги. Пробуйте, экспериментируйте, обращайте внимание на своё самочувствие и вы
обязательно найдёте «свои» упражнения которые помогут сохранить позвоночник здоровым и тем самым улучшить работу внутренних органов.
1. Вис на перекладине. Концентрируйте внимание на растягивание поясничного отдела позвоночника. Выполняйте это упражнение по Удобно проводить растяжение на доске. Один конец доски прикреплён к |
2. Полувис (ноги на полу) на перекладине или гимнастической стенке. Расслабиться, почувствовать, как тянется грудной отдел |
3. Вис на гимнастической стенке, лицом к стенке. Отвести ноги назад, потихоньку покачать ногами влево — вправо, поделать круговые |
4. Упор на письменный стол кистями (стол должен быть устойчивым), локти под рёберную дугу, ноги от пола не отрывать. Наклоняя туловище к столу, чувствовать, |
5. Лёжа на животе, руки вперёд, потянуться, растягивая грудной отдел позвоночника. Подержать натяжение 5 – 8 секунд. Повторить 5 |
6. Лежа на спине, руки за головой вытянуты на полу. Потянуться, стараясь растянуть поясничный отдел. Держать напряжение 5 – 8 |
7. Лёжа на спине, тело и ноги выпрямлены, мышцы максимально расслаблены. Потихоньку носки ног потянуть на себя, а подбородком В итоге получается, что за счёт натяжения мышц шеи и голени происходит растяжение и всего позвоночника. Во время этого упражнения надо стараться напрячь только мышцы, приводящие подбородок к грудине, и носки ног к себе. Все остальные мышцы необходимо расслабить. Только в этом случаи возможно растяжение позвоночника. |
Благодаря этим упражнениям вы скорей всего поставите позвонки на место и устраните причину болей в спине. Для того чтобы сохранить
позвоночник в здоровом состоянии надо не только выполнять регулярно его декомпрессию, а и увеличивать силу мышц спины и гибкость
(строго в разумных пределах) связок поддерживающих позвонки.
Дополнительные статьи с полезной информацией
Симптомы остеохондроза шейного отдела позвоночника
В лечении большинства болезней ранняя диагностика — ключ к успешному, быстрому и малозатратному устранения проблемы. Остеохондроз
не исключение, проблема созревает в организму долгие годы и чем раньше начать с ней бороться тем лучше.
Читать далее…
Причины появления поясничных болей
Причины болей в пояснице могут быть самые разные, и естественно должны быть разные подходы в лечении возникших проблем. Опасно всё
списывать на пресловутый радикулит или остеохондроз, сначала надо выяснить источник болей, а уже потом проще подобрать
соответствующее лечение или профилактику.
Читать далее…
Источник
[содержание]
Иннервацией называют сообщение структур тела с центральной нервной системой. Каждая частичка нашего организма снабжена чувствительными нервными окончаниями. Они воспринимают информацию о происходящих процессах и состоянии органа и передают ее по центростремительным волокнам в мозг. Полученные сведения обрабатываются – ответные сигналы отправляются по центробежным нервам. Так ЦНС реагирует на потребности организма и регулирует его работу.
Основное звено в системе передачи нервных импульсов – спинной мозг с корешками. А спрятан он в позвоночнике. Если происходит ущемление корешков или самого спинного мозга, то проводниковая связь нарушается. В результате появляется болезненность в различных органах, ухудшается функциональность отдельных структур и даже наступает полное обездвижение ниже участка поражения. По иннервации позвоночника можно диагностировать ряд функциональный отклонений.
Схема иннервации позвоночника
Нервные импульсы передаются «туда-обратно». В зависимости от направления передачи различают следующие виды иннервации:
- афферентная (центростремительная) – передача сигналов от органов и тканей к ЦНС;
- эфферентная (центробежная) – передача сигналов от ЦНС к структурам организма.
За каждым позвонком «прячутся» спинномозговые нервы. Они состоят из нервных волокон передних и задних корешков, выделяющихся из спинного мозга. Их у человека – 31 пара. Следовательно, спинной мозг включает 31 пару сегментов:
- восемь шейных;
- двенадцать грудных;
- пять поясничных;
- столько же крестцовых;
- один копчиковый.
Какие органы и системы они иннервируют?
- Шейные позвонки: гипофиз и симпатические нервы, зрительную и слуховую системы, височные области; лицевые нервы и зубы, носогубные участки, рот, горловые связки, шейные мышцы, предплечье, плечевой и локтевой суставы.
- Грудные позвонки: руки, трахею, бронхи, легкие, солнечное сплетение и грудину; пищевод, желчный пузырь и протоки, печень, двенадцатиперстную кишку и селезенку; почки, надпочечники и мочеточники; толстый и тонкий кишечник; фаллопиевы трубы, пах.
- Поясничные позвонки: брюшную полость, органы малого таза, верхнюю часть бедра, колени, голени и стопы (включая пальцы).
- Крестцовые позвонки: ягодичные мышцы и бедренные кости.
- Копчик: задний проход и прямую кишку.
Диагностика по позвоночному столбу
Неправильное положение позвонков приводит к различным нарушениям в организме. Недаром говорят, что от состояния позвоночной оси зависит самочувствие всего тела. Защемление на том или ином участке мешает органам полноценно функционировать. Передача сигналов в ЦНС происходит с опозданием. Мозг не в состоянии своевременно отреагировать на потребность организма. Отсюда различные сбои.
Проведем диагностику с учетом иннервации позвоночника.
Шейный отдел
- Смещение первого позвонка влево приводит к гипертонии, вправо – к гипотонии.
- Если в данной области нет стабильности, сегмент «болтается» в разные стороны, то развивается вегето-сосудистая дистония и мигрень. У человека постоянно потеют ладони, болит голова, сердце, ощущается слабость во всем теле, а стопы быстро мерзнут.
- Когда первый позвонок соединяется с черепом, повышается внутричерепное давление. Результат – звенит в голове, появляется метеозависимость, мигрень.
- Защемление тройничного нерва при вдавлении атланта в череп приводит также к астигматизму и косоглазию, потере слуха и зрения, хроническому насморку и частым простудам, неправильному прикусу и стоматологическим проблемам.
- Защемление нервного корешка второго позвонка в шейном отделе провоцирует заикание и другие нарушения речи, храп.
- Третий позвонок – частые ангины, першение в горле, ларингиты.
- Вдавление четвертого позвонка – боль, жжение и дискомфорт в воротниковой зоне.
Грудной отдел
Проблемы в этом отделе позвоночного столба приводят к функциональным нарушениям основных внутренних органов. Если расстояние между позвонками меньше нормы, то функция органа снижается. Межпозвонковая щель больше нормы – функция завышена.
- 1 и 2 позвонки грудного отдела – немеют руки, мизинцы, болят локти, пневмонии.
- 3 и 4 – мастопатия, бронхиты, пневмония.
- 5, 6, 7 – болит сердце и грудь.
- 8 – проблемы с поджелудочной железой, нарушается секреция инсулина, аппетит, сбой в углеводном обмене.
- 9 – страдает жировой обмен.
- 10 – плохо расщепляются белки.
- 11 – патологии тонкого кишечника и почек.
- 12 – дисфункция толстого кишечника.
Поясничный отдел
Эта зона принимает на себя самую большую нагрузку. Соответственно, поясница быстрее дает о себе знать. Поясничный отдел позвоночника практически лишен дополнительной поддержки. Здесь нет хрящевых колец, как в шейном отделе. Не помогают ребра, как грудному отделу.
Природа предусмотрела поддержку для поясницы крепкими мышцами живота. А если они растянуты? Позвоночнику придется самому удерживать живот.
- При уменьшении расстояния между 1 и 2 позвонком поясничного отдела наблюдаются энурезы, болезненные месячные, непроходимость маточных труб, кисты. Слабеет половая сфера, часты выкидыши. Такое положение позвонков чревато бесплодием.
- При защемлении 3 позвонка болят коленные суставы.
- 4-го – задняя часть бедра.
- 5-го – боковые бедренные и ягодичные мышцы, голень, стопа.
Когда межпозвоночные диски истираются, образуется грыжа. Она надавливает на нервные корешки и провоцирует сильнейшую боль.
Источник
- Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ãðûæè ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà
- Àíàòîìèÿ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà è ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ãðûæè
- Ñèìïòîìû
- Äèàãíîñòèêà ãðûæè ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà
- Ëå÷åíèå
Íåñêîëüêî ôàêòîâ î ìåæïîçâîíî÷íîé ãðûæå ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà:
- â 95% ñëó÷àåâ ïîðàæàþòñÿ óðîâíè L4/L5 è L5/S1,
- ïèê çàáîëåâàíèÿ ïðèõîäèòñÿ íà âîçðàñò 40-50 ëåò,
- ñîîòíîøåíèå ïîëîâ ìóæ÷èíà — æåíùèíà — 3:1.
Ãðûæà ìåæïîçâîíî÷íîãî äèñêà ìîæåò âîçíèêíóòü â ëþáîì èç òð¸õ îòäåëîâ ïîçâîíî÷íèêà, íî íàèáîëåå ÷àñòî ïîðàæàåòñÿ ïîÿñíè÷íûé
îòäåë. Ãðûæà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà — îäíà èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàí¸ííûõ ïðè÷èí áîëè â ïîÿñíèöå è áîëè â íîãàõ (èøèàñà). Îò
60% äî 80% ëþäåé íà îïðåäåë¸ííîì ýòàïå æèçíè ñòðàäàþò îò áîëè â ïîÿñíèöå. Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ãðûæà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà
ïîçâîíî÷íèêà ìîæåò âûçûâàòü ñåðü¸çíûé äèñêîìôîðò, ñîñòîÿíèå ìíîãèõ ïàöèåíòîâ óëó÷øàåòñÿ ïîñëå êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ.
Ïðè÷èíû ðàçâèòèÿ ìåæïîçâîíî÷íîé ãðûæè ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà.
Ïîäíÿòèå òÿæåñòåé — íàèáîëåå ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ðàçâèòèÿ ìåæïîçâîíêîâîé ãðûæè
Ëþäè ÷àñòî ïîëàãàþò, ÷òî ìåæïîçâîíêîâàÿ ãðûæà âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå «ñîñêàëüçûâàíèÿ» ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà, íî, íà ñàìîì
äåëå, äèñê íèêóäà íå «ñîñêàëüçûâàåò». Ìåæïîçâîíêîâûé äèñê ñîñòîèò èç òâ¸ðäîé âíåøíåé îáîëî÷êè (ôèáðîçíîãî êîëüöà) è ìÿãêîãî
ãåëåîáðàçíîãî öåíòðà (ïóëüïîçíîãî ÿäðà). «Âûïÿ÷èâàíèå» ïóëüïîçíîãî ÿäðà (ìåæïîçâîíêîâàÿ ãðûæà) âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå ðàçðûâà
ôèáðîçíîãî êîëüöà. Îáû÷íî ïðè÷èíîé ðàçðûâà ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìàòè÷åñêîå èëè âíåçàïíîå ïîäíÿòèå òÿæåñòåé. Ãîâîðÿ îá îñíîâíûõ ïðè÷èíàõ
ïîÿâëåíèÿ ìåæïîçâîíêîâîé ãðûæè, íåëüçÿ íå óïîìÿíóòü «ñêðó÷èâàíèå» ïîçâîíî÷íèêà: ïðè¸ì, êîòîðûé ÷àñòî èñïîëüçóþò ìàíóàëüíûå
òåðàïåâòû. Ïîýòîìó ìàíóàëüíàÿ òåðàïèÿ ïðè ëå÷åíèè ìåæïîçâîíêîâûõ ãðûæ ïðîòèâîïîêàçàíà.
Àíàòîìèÿ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà è ìåõàíèçì îáðàçîâàíèÿ ãðûæè
Ïîçâîíî÷íèê ÷åëîâåêà ñîñòîèò èç 24 íåñðîñøèõñÿ ïîçâîíêîâ. Ñòîÿùèå äðóã íà äðóãå ïîçâîíêè ôîðìèðóþò ïîçâîíî÷íûé ñòîëá.
Ïîçâîíî÷íûé ñòîëá ïðèäà¸ò òåëó åãî ôîðìó. Îí ïîääåðæèâàåò òåëî â âåðòèêàëüíîì ïîëîæåíèè. Íèæíèé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà ïðèíÿòî
íàçûâàòü ïîÿñíè÷íûì îòäåëîì ïîçâîíî÷íèêà.
Ïîÿñíè÷íûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà ñîñòîèò èç 5 íèæíèõ ïîçâîíêîâ (L1-L5). Ýòè ïÿòü ïîçâîíêîâ îáðàçóþò íåáîëüøîé èçãèá â íèæíåé
÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà. Ñàìûé íèæíèé ïîçâîíîê ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà (L5) ðàñïîëîæåí íàä êðåñòöîì: òðåóãîëüíàÿ êîñòü,
ðàñïîëîæåííàÿ ó îñíîâàíèÿ ïîçâîíî÷íèêà ìåæäó äâóìÿ òàçîâûìè êîñòÿìè. Íåêîòîðûå ëþäè èìåþò äîïîëíèòåëüíûé (øåñòîé) ïîÿñíè÷íûé
ïîçâîíîê. Øåñòîé ïîçâîíîê, êàê ïðàâèëî, íå äîñòàâëÿåò åãî îáëàäàòåëþ íèêàêèõ íåóäîáñòâ.
Ìåæäó ïîçâîíêàìè ðàñïîëîæåíû ìåæïîçâîíêîâûå äèñêè, ñîñòîÿùèå èç ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè. Ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü ñîñòîèò èç âîëîêîí
êîëëàãåíà, êîòîðûå ïîìîãàþò äèñêó âûäåðæèâàòü íàïðÿæåíèå è äàâëåíèå.
Äèñê ñîñòîèò èç äâóõ ÷àñòåé. Öåíòðàëüíàÿ ÷àñòü, íàçûâàåìàÿ ïóëüïîçíûì ÿäðîì, èìååò ãåëåîáðàçíóþ êîíñèñòåíöèþ. Îíà âûïîëíÿåò
âàæíóþ ôóíêöèþ ñìÿã÷åíèÿ óäàðîâ. ßäðî óäåðæèâàåòñÿ íà ìåñòå ñ ïîìîùüþ ôèáðîçíîãî êîëüöà: ñåðèè ñîåäèíåííûõ äðóã ñ äðóãîì êîëåö,
îêðóæàþùèõ öåíòðàëüíóþ ÷àñòü.
Çäîðîâûå äèñêè ðàáîòàþò êàê àìîðòèçàòîðû. Îíè çàùèùàþò ïîçâîíî÷íèê ïðè åæåäíåâíîì ïîäíÿòèè òÿæåñòåé. Îíè òàêæå çàùèùàþò åãî
âî âðåìÿ àêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè ñ âûñîêîé íàçãðóçêîé íà ïîçâîíî÷íèê: ïðûæêîâ, áåãà, ñèëîâûõ óïðàæíåíèé.
Êîãäà ÷åëîâåê ñòàðååò, öåíòðàëüíàÿ ÷àñòü äèñêà ìîæåò íà÷àòü òåðÿòü âîäó, ÷òî íåèçìåííî ïðèâîäèò ê ïîòåðå ýëàñòè÷íîñòè
ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà. Ýòî ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé «âûïÿ÷èâàíèÿ» ïóëüïîçíîãî ÿäðà (ìåæïîçâîíêîâàÿ ãðûæà) ÷åðåç ðàçðûâ âî âíåøíåé
îáîëî÷êå. Òàêæå ìåæïîçâîíî÷íàÿ ãðûæà ìîæåò ïîÿâèòüñÿ è â ðàííåì âîçðàñòå âñëåäñòâèå ñîêðàùåíèÿ ðàññòîÿíèÿ ìåæäó ïîçâîíêàìè,
ñâÿçàííîãî ñ õðîíè÷åñêîé èëè âíåçàïíîé òðàâìàòèçàöèåé ïîçâîíî÷íèêà. Íàïðèìåð, ïðè ïîäíÿòèè áîëüøîé òÿæåñòè ìîæåò ïðîèçîéòè
ðåçêîå ñîêðàùåíèå ðàññòîÿíèÿ ìåæäó ïîçâîíêàìè L5/S1, ÷òî ïðèâîäèò ê áëîêèðîâàíèþ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà, âûçâàííîìó
îòêàçîì ÷åëîâåêà îò àêòèâíîñòè, ñîïðÿæåííîé ñ âîçíèêíîâåíèå äèñêîìôîðòà è áîëåâûõ îùóùåíèé. Áëîêèðîâàíèå îäíîãî îòäåëà
ñêàçûâàåòñÿ íà ðàáîòå âñåãî ïîçâîíî÷íèêà è âûçûâàåò «öåïíóþ ðåàêöèþ». Íàïðèìåð, ïåðâè÷íîå ïîðàæåíèå ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ìîæåò
ïîâëå÷ü çà ñîáîé èçìåíåíèÿ â ãðóäíîì, à çàòåì è â øåéíîì îòäåëàõ. Êîìïëåêñíàÿ äåãåíåðàöèÿ ïîçâîíî÷íèêà ìîæåò áûòü âûçâàíà
íàðóøåíèåì îáìåííûõ ïðîöåññîâ ïðè ýíäîêðèíîëîãè÷åñêîé ïàòîëîãèè, ãèïîòèðåîçå è ñàõàðíîì äèàáåòå, à òàêæå ïðè áîëåçíÿõ êîñòíîé
ñèñòåìû ïîçâîíî÷íèêà (áîëåçíü Øåéåðìàíà-Ìàó, «êëèíîâèäíûå» ïîçâîíêè).
Ñèìïòîìû
Ãðûæà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà ìîæåò îêàçûâàòü äàâëåíèå íà íåðâû ñïèíû è âûçûâàòü áîëü, îíåìåíèå, ïîêàëûâàíèå èëè
ñëàáîñòü â íîãàõ (èøèàñ). Ãðûæà ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ìîæåò ÿâëÿòüñÿ ïðè÷èíîé áîëè â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå
ïîçâîíî÷íèêà, õîòÿ ýòîò ñèìïòîì õàðàêòåðåí è äëÿ äðóãèõ çàáîëåâàíèé.
Êëàññèôèêàöèÿ
1) Êëàññèôèêàöèÿ ïî ëîêàëèçàöèè:
- öåíòðàëüíûé ïðîëàïñ (îñíîâíûå ñèìïòîìû: áîëü â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà, ñèíäðîì êîíñêîãî õâîñòà);
- çàäíåëàòåðàëüíàÿ ãðûæà äèñêà (âñòðå÷àåòñÿ ÷àùå âñåãî (90-95% âñåõ ñëó÷àåâ), ïîðàæàåò ïåðåñåêàþùèé/ñïóñêàþùèéñÿ/íèæíèé
íåðâíûé êîðåøîê, ïðè ãðûæå äèñêà L4/L5 ñòðàäàåò íåðâíûé êîðåøîê L5-ïîçâîíêà);
- ôîðàìèíàëüíàÿ ãðûæà ïîðàæàåò âûõîäÿùèé/âåðõíèé íåðâíûé êîðåøîê, ïðè ãðûæå äèñêà L4/L5 ñòðàäàåò íåðâíûé êîðåøîê L4-
ïîçâîíêà);
- «àêñèàëüíàÿ» ãðûæà (axillary) (ìîæåò ïîðàæàòü è âûõîäÿùèé, è ñïóñêàþùèéñÿ íåðâíûå êîðåøêè).
2)Àíàòîìè÷åñêàÿ êëàññèôèêàöèÿ:
- ïðîòðóçèÿ (àíîìàëüíîé âûïÿ÷èâàíèå áåç ðàçðûâà ôèáðîçíîãî êîëüöà);
- ýêñòðóçèÿ (âûïÿ÷èâàíèå ñ ðàçðûâîì ôèáðîçíîãî êîëüöà);
- ñåêâåñòð («âûïàäåíèå» ôðàãìåíòà ïóëüïîçíîãî ÿäðà â ñïèííîìîçãîâîé êàíàë).
×àñòî ìåæïîçâîíêîâûå ãðûæè ÿâëÿþòñÿ ñëåäñòâèåì äåãåíåðàòèâíûõ èçìåíåíèé â ïîçâîíî÷íèêå. Èçìåíåíèÿ, êîòîðûå, â êîíöå êîíöîâ,
ïðèâîäÿò ê âîçíèêíîâåíèþ ìåæïîçâîíêîâîé ãðûæè, ïðîèñõîäÿò ïîñòåïåííî. Ïåðâîé æàëîáîé ìîæåò áûòü ïåðèîäè÷åñêàÿ òóïàÿ áîëü â
ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà. Âðà÷è ñ÷èòàþò, ÷òî ýòà áîëü ñâÿçàíà ñ íåáîëüøèìè ðàçðûâàìè ôèáðîçíîãî êîëüöà. Áîëüøèå ðàçðûâû â
ôèáðîçíîì êîëüöå ìîãóò ïîâëå÷ü çà ñîáîé ðàñïðîñòðàíåíèå áîëè íà ÿãîäèöû è íèæíèå êîíå÷íîñòè.
Êîãäà ïóëüïîçíîå ÿäðî ïîëíîñòüþ ïðîðûâàåòñÿ ÷åðåç ôèáðîçíîå êîëüöî âîçíèêàåò öåëûé ðÿä îñòðûõ ñèìïòîìîâ: ñèëüíàÿ áîëü, èäóùàÿ
îò áåäðà è ðàñïðîñòðàíÿþùàÿñÿ â ÿãîäèöû è íîãè. Îáû÷íî ïàöèåíòû áîëüøå íå ÷óâñòâóþò ïðèâû÷íîé áîëè â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå
ïîçâîíî÷íèêà, òîëüêî áîëü â íîãàõ. Âåðîÿòíî, ýòî ïðîèñõîäèò èç-çà òîãî, ÷òî ïðè ïîëíîì «âûïÿ÷èâàíèè» ïóëüïîçíîãî ÿäðà ñïàäàåò
íàïðÿæåíèå â ôèáðîçíîì êîëüöå. Ãðûæè ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà âûçûâàþò âîñïàëèòåëüíóþ ðåàêöèþ, ñâÿçàííóþ ñ òåì, ÷òî ïóëüïîçíîå ÿäðî
íà÷èíàåò «êîíòàêòèðîâàòü» ñ êðîâåíîñíîé ñèñòåìîé. Âîñïàëåíèå ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ïóëüñèðóþùåé áîëè â áåäðå èëè ÿãîäèöå.
Ãðûæà ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà ìîæåò ñäàâëèâàòü íåðâû ïîçâîíî÷íèêà è âûçûâàòü íåðâíóþ áîëü â áåäðàõ, èêðàõ, ñòîïå è ïàëüöàõ
ñòîïû. Ñäàâëåíèå íåðâà òàêæå ìîæåò áûòü ïðè÷èíîé ïîÿâëåíèÿ íåîáû÷íûõ ñèìïòîìîâ: ïîêàëûâàíèÿ, ææåíèÿ, îíåìåíèÿ ïî õîäó íåðâà.
Î÷åíü ðåäêî ó ïàöèåíòîâ íàáëþäàåòñÿ íàðóøåíèå òàçîâûõ ôóíêöèé: îíåìåíèå â ïàõîâîé îáëàñòè, óðåæåíèå/ó÷àùåíèå ìî÷åèñïóñêàíèÿ èëè
äåôåêàöèè, ïîòåðÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòè ïðè ìî÷åèñïóñêàíèè è äåôåêàöèè. Áîëüøàÿ ìåæïîçâîíêîâàÿ ãðûæà ìîæåò îêàçûâàòü äàâëåíèå íà
íåðâû, ïîäõîäÿùèå ê êèøå÷íèêó è ìî÷åâîìó ïóçûðþ. Äàâëåíèå ìîæåò âûçâàòü áîëü â ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà, îíåìåíåíèå èëè
ïîêàëûâàíèå â òîé îáëàñòè ìåæäó íîãàìè, êîòîðàÿ êîíòàêòèðîâàëà áû ñ ñåäëîì, åñëè áû âû ðåøèëè ïðîêàòèòüñÿ íà ëîøàäè. Äàâëåíèå íà
ýòè íåðâû ìîæåò ïðèâåñòè ê ïîòåðå êîíòðîëÿ íàä ìî÷åèñïóñêàíèåì è äåôåêàöèåé. Òàêîå ñîñòîÿíèå íîñèò íàçâàíèå «ñèíäðîì êîíñêîãî
õâîñòà» è ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàíèåì äëÿ íåìåäëåííîãî õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà.
Äèàãíîñòèêà
Íåâðîëîãè÷åñêèé îñìîòð
ÌÐÒ ïîÿñíè÷íîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà
Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðîâåðèòü, åñòü ëè ó âàñ ìåæïîçâîíêîâàÿ ãðûæà, âðà÷ äîëæåí èìåòü ïðåñòàâëåíèå îá èñòîðèè áîëåçíè ïàöèåíòà, à
òàêæå ïðîâåñòè íåâðîëîãè÷åñêèé îñìîòð. Äèàãíîç ïîäòâåðæäàåòñÿ ðåçóëüòàòàìè ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè.
Ïîñëå îáñóæäåíèÿ ñèìïòîìîâ è èñòîðèè áîëåçíè âðà÷ ìîæåò ïðåäëîæèòü âûïîëíèòü òåñòû äëÿ òîãî, ÷òîáû âûÿñíèòü õàðàêòåð áîëè â
ïîÿñíè÷íîì îòäåëå ïîçâîíî÷íèêà.
Íåâðîëîãè÷åñêèé îñìîòð äîëæåí áàçèðîâàòüñÿ íà âûÿâëåíèè ìîòîðíûõ è ñåíñîðíûõ ñèìïòîìîâ. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðîâåðèòü ñèëó ìûøö,
âðà÷ ìîæåò ïîïðîñèòü ïðîéòèñü íà ïÿòêàõ èëè íîñêàõ. Ìûøå÷íóþ ñèëó áåäðà, ëîäûæêè è ïÿòêè òàêæå ìîæíî ïðîâåðèòü. Âàø âðà÷ óâèäèò
ìèíèìàëüíîå íàðóøåíèå ÷óâñòâèòåëüíîñòè, ïðîâåðèâ, êàê âû ðåàãèðóåòå íà ë¸ãêèå ïîêàëûâàíèÿ. Êðîìå òîãî, îí ìîæåò ïðîâåðèòü
êîëåííûé è ëîäûæå÷íûé ðåôëåêñû.
Òåñò ñ ïîäíÿòèåì ïðÿìîé íîãè
Ýòîò òåñò ïîçâîëÿåò îïðåäåëèòü, åñòü ëè ó ïàöèåíòà ìåæïîçâîíêîâàÿ ãðûæà. Âî âðåìÿ ýòîãî òåñòà
âû ëåæèòå íà ñïèíå, à âðà÷ ïîäíèìàåò ïîðàæåííóþ íîãó, êîëåíî íå ñãèáàåòñÿ. Åñëè âû ÷óâñòâóåòå áîëü â íîãå è íèæå êîëåíà, òî âàø
òåñò ïîëîæèòåëåí.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîäòâåðäèòü äèàãíîç, âðà÷ ìîæåò ïîïðîñèòü ïàöèåíòà ñäåëàòü ÌÐÒ. Ñíèìîê ÌÐÒ ïîçâîëÿåò óâèäåòü âñå íþàíñû
âàøåãî çàáîëåâàíèÿ.
Ëå÷åíèå
Ïðè ëå÷åíèè ìåæïîçâîíêîâîé ãðûæè èñïîëüçóþòñÿ êàê êîíñåðâàòèâíûå, òàê è õèðóðãè÷åñêèå ìåòîäû.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ
îïåðàòèâíîå âìåøàòåëüñòâî íå òðåáóåòñÿ.
Êîíñåðâàòèâíîå ëå÷åíèå ïîçâîíî÷íèêà
Îòäûõ. Îáû÷íî 1-2 äíÿ ïîñòåëüíîãî ðåæèìà ñíèæàþò èíòåíñèâíîñòü áîëåâîãî ñèíäðîìà. Íà ïðîòÿæåíèè ýòîãî ïåðèîäà ðåêîìåíäóåòñÿ
ïåðåìåæàòü îòäûõ ñ ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ. Çàïðåùàåòñÿ ïîäîëãó ñèäåòü íà îäíîì ìåñòå. Êîíòðîëèðóéòå ñâîè äâèæåíèÿ è äåëàéòå èõ
ìåäëåííî. Ïî èñòå÷åíèè 1-2 äíåé ðåêîìåíäóåòñÿ îáû÷íûé îáðàç æèçíè ñ âûïîëíåíèåì ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè.
Âûòÿæåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Âûòÿæåíèå ïîçâîíî÷íèêà ïîìîãàåò óâåëè÷èòü ðàññòîÿíèå ìåæäó ïîçâîíêàìè è ñíèçèòü èíòåíñèâíîñòü
áîëåâîãî ñèíäðîìà.  íàøèõ Êëèíèêàõ ïðèìåíÿåòñÿ áåçíàãðóçî÷íîå âûòÿæåíèå ïîçâîíî÷íèêà. Ýòî íàèáîëåå áåçîïàñíûé è ýôôåêòèâíûé
ìåòîä âûòÿæåíèÿ, òàê êàê âûòÿæåíèþ íå ïðåïÿòñòâóåò ìûøå÷íîå ñîïðîòèâëåíèå íà ãðóç.
Ãèðóäîòåðàïèÿ ïîêàçàíà ïðè âîñïàëèòåëüíûõ èçìåíåíèÿõ â ïîçâîíî÷íèêå, îáíàðóæåííûõ íà ÌÐÒ.
Õèðóðãè÷åñêîå ëå÷åíèå
Òîëüêî íåáîëüøîé ïðîöåíò ïàöèåíòîâ íóæäàåòñÿ â õèðóðãè÷åñêîì ëå÷åíèè. Ðåêîìåíäîâàòü îïåðàöèþ íà ïîçâîíî÷íèêå ìîæíî òîëüêî
ïîñëå êóðñà êîíñåðâàòèâíîãî ëå÷åíèÿ, òàê êàê îíà ìîæåò ïîâëå÷ü òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ.
Âèäû îïåðàöèé:
1) Ëàìèíýêòîìèÿ è äèñêýêòîìèÿ — óäàëåíèå äóæêè ïîçâîíêà è ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà.
2) Ìèêðîäèñêýêòîìèÿ — óäàëåíèå ìåæïîçâîíêîâîãî äèñêà ÷åðåç íåáîëüøîé ðàçðåç.
3) Çàäíÿÿ ïîÿñíè÷íàÿ ôóçèÿ («ñêðåïëåíèå» ïîçâîíêîâ).
Íå ñòîèò çàáûâàòü, ÷òî ëþáàÿ îïåðàöèÿ ÿâëÿåòñÿ ñåðü¸çíîé óäàðîì äëÿ îðãàíèçìà. Ïðåæäå ÷åì ðåøèòüñÿ íà ýòîò øàã íåîáõîäèìî
ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñ íåéðîõèðóðãîì è òùàòåëüíî âçâåñèòü âñå «çà» è «ïðîòèâ». Ïî÷òè â 100 % ñëó÷àåâ ïîñëå îïåðàöè îáðàçóþòñÿ
íîâûå ìåæïîçâîíêîâûå ãðûæè.
Ñòàòüÿ äîáàâëåíà â ßíäåêñ Âåáìàñòåð 09.12.2014, 14:40
Êîïèðóÿ ïóáëèêàöèè ñ íàøåãî ðåñóðñà è ðàçìåùàÿ èõ íà ñòîðîííèõ ñàéòàõ, Âû îáÿçàíû ñîïðîâîäèòü êàæäóþ ïóáëèêàöèþ àêòèâíîé ãèïåðññûëêîé íà íàø ðåñóðñ:
- Ãèïåðññûëêà äîëæíà âåñòè íà äîìåí ëå÷åíèåîñòåîõîíäðîçà.ðô èëè æå íà òó ñòðàíèöó, ñ êîòîðîé Âû íåïîñòðåäñòâåííî ïîçàèìñòâîâàëè íàøè ìàòåðèàëû (íà Âàøå óñìîòðåíèå);
- Íà êàæäîé ñòðàíèöå Âàøåãî ðåñóðñà, ãäå ðàçìåùåíû íàøè ïóáëèêàöèè, äîëæíà áûòü ïðîñòàâëåíà àêòèâíàÿ ãèïåðññûëêà íà íàø ñàéò ëå÷åíèåîñòåîõîíäðîçà.ðô;
- Ãèïåðññûëêè íå ìîãóò áûòü çàïðåùåíû ê èíäåêñàöèè ïîèñêîâûìè ñèñòåìàìè (ïðè ïîìîùè «noindex», «nofollow» è ëþáûìè äðóãèìè ñïîñîáàìè);
- Åñëè Âû ïîçàèìñòâîâàëè ñ íàøåãî ðåñóðñà áîëåå ïÿòè ïóáëèêàöèé (ò.å. íà Âàøåì ñàéòå ðàçìåùåíî áîëåå ïÿòè ñòðàíèö ñ íàøèìè ìàòåðèàëàìè), Âàì íåîáõîäèìî ïðîñòàâèòü ãèïåðññûëêè íà âñå íàøè àâòîðñêèå ñòàòüè. Ïîìèìî ýòîãî, Âû òàêæå îáÿçàíû ïîñòàâèòü ññûëêó íà íàø ðåñóðñ ëå÷åíèåîñòåîõîíäðîçà.ðô íà ãëàâíîé ñòðàíèöå Âàøåãî ñàéòà.
Источник