Дизартрия у взрослого лечение в домашних условиях
Дизартрия у взрослых: можно ли вылечить?
14 ноября в мире отмечается Международный день логопеда. Нам привычно считать, что нарушения речи — проблемы детского возраста. Однако в некоторых случаях врач может потребоваться и взрослому. Дизартрия — одно из распространенных расстройств речи, которое нередко проявляется и у людей старшего возраста. Какие причины патологии, а главное, эффективна ли помощь логопеда, когда речь идет о взрослом пациенте, разбирался MedAboutMe.
Инсульт и другие причины дизартрии у взрослых
Дизартрия — расстройство, связанное с поражением речедвигательного анализатора в головном мозге. В результате у человека возникает рассинхронизация между мышцами артикуляционного аппарата и дыханием, ему сложно контролировать фонацию, тон, темп. Речь пациента становится нечленораздельной.
Наиболее частая причина дизартрии у взрослых — инсульт. Собственно, именно острое нарушение кровообращения в головном мозге является главной причиной обращения к логопеду в старшем возрасте.
Также нарушения речи могут быть спровоцированы такими заболеваниями и патологиями:
- Болезнь Паркинсона.
- Опухоли в головном мозге.
- Кровоизлияния в головной мозг.
- Нейросифилис.
- Черепно-мозговые травмы.
- Рассеянный склероз.
- Отравления тяжелыми металлами.
- Алкогольное поражение головного мозга.
- Ботулизм.
- Боковой амиотрофический склероз.
Успех лечения дизартрии напрямую зависит от причины. Ведь если у человека наблюдается прогрессирующее поражение головного мозга, то кардинально исправить нарушения речи не удастся.
Как проявляется дизартрия у взрослых
Дизартрия отражается прежде всего на членораздельности речи — кажется, что пациенту что-то мешает говорить. Простыми словами это описывают как «каша во рту». Также появляется гнусавость, например, стирается различие между звуками «б» и «н».
Поскольку поражения отражаются и на дыхании, человек начинает говорить тихо, под конец фразы часто воздуха не хватает. Речь становится монотонной, появляются прерывистые вдохи.
Логопеды выделяют четыре стадии дизартрии:
- Патология видна только логопеду, окружающие и сам пациент могут замечать лишь незначительные погрешности в произношении.
- Нарушения речи заметны, но она все еще понятна окружающим.
- Речь пациента понятна только близким людям, посторонние не различают слова.
- Анартрия — издаваемые звуки вообще сложно идентифицировать как членораздельную речь, она непонятна даже близким.
Следует отметить, что дизартрия у взрослых часто развивается не сама по себе, а в комплексе с другими поражениями. Например, у таких пациентов страдает опорно-двигательный аппарат, нарушается координация движений, заметны проблемы с памятью.
Почему дизартрию нужно лечить: как патология сказывается на мозге
Коррекция дизартрии у взрослых пациентов часто сопряжена с рядом трудностей. Во-первых, при прогрессировании поражений головного мозга, например, при болезни Паркинсона, лечение сможет лишь замедлить процесс. Во-вторых, при серьезных патологиях, например, после обширного инсульта или травм, вернуть речь будет просто невозможно.
И все же отказываться от лечения нельзя, поскольку без правильной терапии дизартрия будет прогрессировать. Не всегда причиной усугубления нарушений речи является дальнейшее поражение мозга. Неразборчивость речи постепенно приводит к тому, что человек сам сокращает общение с окружающими, и в тяжелых случаях именно это становится причиной анартрии — полного отсутствия речи.
Без лечения у людей с дизартрией наблюдается еще одно тяжелое осложнение — ограничивая общение, им становится сложнее понимать речь других людей, улавливать смысл сказанного. А иногда проблемы возникают и с пониманием написанного текста — развивается дислексия. Это существенно сказывается на качестве жизни пациента.
При нарушениях речи после перенесенного инсульта работа с логопедом должна начинаться как можно быстрее и обязательно входить в комплексную реабилитацию. Логопедические занятия благотворно отражаются не только на речи, но и на восстановлении других утерянных функций.
Вы много читаете, и мы это ценим!
Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья
Лечение дизартрии у логопеда
При выявленной дизартрии важно точно установить ее причину и уделить внимание лечению основной болезни. Однако если функции речи нарушены, самостоятельно они могут не восстановиться, даже если первичное заболевание будет компенсировано. Поэтому посещение логопеда обязательно для пациентов с любыми формами дизартрии.
Основные методы коррекции следующие:
- Логопедический массаж помогает улучшить моторику речевого аппарата.
- Дыхательная гимнастика восстанавливает правильное дыхание во время речи. Иногда используется парадоксальная гимнастика по системе Стрельниковой. Особое внимание при дизартрии уделяется правильному вдоху перед речевым высказыванием и плавности выдоха во время речи.
- Ортофонические упражнения направлены на постановку голоса. Логопед концентрируется на увеличении силы голосовых связок, громкости голоса и постановке правильной высоты звука.
- Коррекция произношения звуков, постановка и автоматизация звуков. Внимание уделяется правильному позиционированию губ, языка, челюсти.
- Просодические упражнения направлены на работу с тональностью, расстановкой ударений и пауз. Главная задача таких тренировок — избавление от монотонности речи.
- Пальчиковая гимнастика влияет на мелкую моторику в целом, а это помогает улучшить работу речевого аппарата.
Упрощение коммуникации при дизартрии
При прогрессирующих заболеваниях или поражениях мозга, которые не дают возможности восстановить речь человека, важной задачей становится облегчение коммуникации. Отсутствие общения негативно сказывается на других функциях головного мозга, поэтому дизартрия может приводить к серьезным осложнениям. Так, у людей, лишенных возможности общаться с окружающими, быстрее прогрессирует старческая деменция, в том числе болезнь Альцгеймера. При инсульте недостаточная коммуникация затрудняет общую реабилитацию, вызывает тяжелые депрессивные состояния.
В таких случаях задачей врача становится поиск способов, облегчающих общение человека с окружающими. Среди них:
- Умение поддерживать зрительный контакт.
- Подготовка к общению — способы привлечения внимания, описание темы разговора.
- Умение видеть признаки того, что партнер по разговору понял или не понял сказанное.
- Задействование дополнительных методов коммуникации, прежде всего жестов, записей и прочего.
К занятиям часто привлекаются близкие, которые тоже обучаются новым методам коммуникации. Иногда специалисты обращают внимание и на модификацию окружающей среды: облегчить общение поможет уменьшение фонового шума или достаточное освещение в помещении.
Дизартрия в детском возрасте сама по себе может приводить к задержке психического развития. У взрослых нарушения речи не так критичны. Однако без лечения они усугубляются, сказываются на качестве жизни, а также способствуют быстрому прогрессированию деменции. Поэтому терапия нужна даже в том случае, если восстановить речь не удастся. Главной задачей врача становится сохранение у пациента навыков коммуникации с окружающими.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Ревматические заболевания (в 3 т) / Под ред. Клиппела Д.Х., Стоуна Д.Х., Крояффорда Л.Д. и др., перевод Насонова Е.Л., Насовновой Ю.А., Олюнина Ю.А.. — 2011
Пропедевтика внутренних болезней / Мухин Н.А., Моисеев В.С.. — 2008
Источник
Лечение дизартрии.
Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.
Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания. Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей. Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.
Причины и признаки дизартрии ↑
Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:
- поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
- последствие менингита и энцефалита;
- перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
- ишемия и порок сердца,
- наследственность.
Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.
Современные методы лечения дизартрии ↑
Лечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях. Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев. Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.
Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:
- Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
- Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
- Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.
Физические упражнения ↑
Положительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:
- Открытие и закрытие челюсти.
- Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
- Сильное сжатие губ в трубочку.
- Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
- Упражнение «оскал».
Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑
Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.
Развитие крупной и мелкой моторики ↑
Повышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.
Лечение стертой дизартрии ↑
Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.
Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:
- Медикаментозное лечение;
- Логопедическая терапия.
Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами. В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром. Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.
У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.
Причины дизартрии у детей, последствия и способы лечения в домашних условиях.
Дизартрия относится к тяжёлым неврологическим недугам. Выражается в нарушении речи – дети заменяют одни звуки другими, прибегают к недопустимой артикуляции, не могут уследить за правильным тоном и интонацией.
Любая степень заболевания приводит к сложностям в освоении письменной речи. Больным ребятам не удаётся правильно выстроить связи в предложениях, они ошибаются в употреблении предлогов, искажают слова. Поэтому это нарушение требует как лечения, так и особого педагогического подхода. Частично помочь крохе могут и любящие родители – для этого есть специальные упражнения и массаж.
Причины дизартрии у детей
Основной причиной этой патологии является детский церебральный паралич. Повреждения нервной системы возникают с рождения до 2 лет, в период раннего развития крохи.
Также причиной могут послужить:
- Осложнённые роды (асфиксия плода, различные травмы) и патологическое течение беременности (гестозы, токсикозы, недоношенность плода).
- Перенесённые нейроинфекции – особо опасен менингит и энцефалит.
- Черепно-мозговые травмы и гидроцефалия.
- Тяжёлые инфекционные заболевания, приведшие к инфицированию всего организма (например, гнойные отиты).
Диагностика
Диагностировать проблему со здоровьем речевого аппарата можно по невнятной и малопонятной речи. Груднички плохо сосут грудь или бутылочку, часто срыгивают. В более позднем возрасте у крохи отсутствует характерный детский лепет. Первые слова появляются только к 2,5 годам.
- Тихий говор с прерывистым дыханием, звуки произносятся в нос.
- Искажение отдельных звуков или их пропуск.
- Межзубное или боковое (в щёку) произношение свистящих звуков.
- Медленная и очень невыразительная речь. В более сложных случаях диагностируется полная немота.
- Нарушения артикуляции: спазм губ, шеи, лица, вялость языка, гипотония мышц во время речи.
У ребёнка старшего возраста обнаруживается небольшой словарный запас. Он неправильно выстраивает предложения. Иногда отмечается дисграфия. Нарушения мелкой моторики выражаются в отказе шнуровать ботинки, вырезать ножницами одной рукой или застёгивать пуговицы – детям сложно справиться с собственными пальчиками.
В школьном возрасте дети выглядят неуклюже. Неуверенно двигаются, им сложно выполнять физические или танцевальные упражнения. Не удаётся контролировать силу нажима ручки и карандаша – почерк очень плохой.
Виды и опасность дизартрии
Врачи различают четыре основных степени дизартрии:
- Дефекты заметны только при специальном исследовании.
- Дефекты замечают окружающие люди, при этом речь достаточно внятная.
- Речь понятна только ближайшим родственникам и родителям.
- Ребёнок совсем не говорит или говорит настолько плохо, что его не понимают даже родители.
При осложнённых формах заболевания у детей поражается мозжечок, корковые и подкорковые области мозга. В будущем дефект приводит к плохой адаптации в социуме, искажению слухового восприятия речи.
Диагностика и лечение
Диагностика проблем с речевым развитием проводится опытными логопедами и детскими неврологами.
Неврологи должны исключить или подтвердить патологию нервной системы. Для этого проводится МРТ, делается электроэнцефалография, и другие обследования.
Логопед оценивает качество речи, а если ребёнок старше, то и письма. Этого специалиста интересует строение речевого аппарата и анамнез развития ребёнка.
Лечение включает в себя следующие этапы:
- Работу с логопедом. В частности, уделяется внимание развитию мелкой моторики. Предписанные комплексы упражнений делаются дома вместе с родителями, а также вместе с группой в специальном детском саду или школе.
- Медикаментозное лечение назначается для устранения основного неврологического заболевания или облегчения его течения. Препараты стимулируют умственную деятельность и память.
- Дополнительно предписываются физиотерапевтические процедуры – иглоукалывание, точечный массаж, лечебные ванны и физкультура, гирудотерапия, общение с дельфинами.
Домашняя помощь при дизартрии
Облегчить жизнь малышу можно через совместное выполнение с ним специальной артикуляционной гимнастики.
Конкретный комплекс советует логопед, лечащий малыша. Это различные упражнения для язычка, губ, щёк и нижней челюсти. Произношение звуков улучшают при помощи скороговорок и потешек.
Мама или папа могут сами делать массаж:
- Поглаживать и пощипывать щёчки крохи, нижнюю челюсть, губы.
- Сближать губы как вертикально, так и горизонтально с помощью пальцев.
- Массажировать мягкое нёбо указательным пальцем по 2 минуты ежедневно. Палец движется вперёд и назад.
Чтобы предотвратить возникновение психологического дискомфорта и комплексов с малышом нужно как можно больше общаться. Зачастую родители пренебрегают этим, что приводит к усугублению проблемы.
Можно совместно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику: открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, вытягивать губы хоботком, и облизывать их круговыми движениями. Все тонкости домашней гимнастики родителям подскажет логопед.
Также внимание уделяется моторике пальчиков. Малыш должен играть с паззлами, конструкторами, мозаикой и кубиками. Важно регулярно давать крохе лепить из пластилина или глины, разбирать пуговицы большого размера (можно сортировать их по форме, размеру или цветам).
Другие материнские находки:
- нанизывание макаронин на толстую нить;
- изготовление картинок из рассыпанных на столе спичек;
- раскрашивание геометрических фигур или готовых книжек для самостоятельного раскрашивания;
- рисование по готовым трафаретам;
- показывание при помощи ладоней и пальцев различных фигур – например, шалаша, очков, треугольника, круга и так далее.
Лёгкая и стёртая форма заболевания излечивается полностью! При тяжёлой патологии возможно лишь частичное улучшение произношения – малыш становится понятен окружающим людям.
Методы лечения детской дизартрии.
Содержание:
Обязательные лечебные процедуры
Зачастую невозможно назначить лишь логопедический курс лечения, так как дизартрия — не самостоятельное заболевание, а следствие дисфункции нервной системы.
Но независимо от причины патологии потребуется проведение следующих мероприятий:
- развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики;
- совершенствование дикции;
- исправление звукопроизношения;
- формирование мелодического аспекта речи;
- лечебная гимнастика.
Фото: Совершенствование дикции
Такие процедуры целесообразно проводить как в специальных учреждениях, так и в домашней обстановке.
Классификация заболевания
Многое зависит от степени дизартрии:
Первая не ограничивает ребёнка ни в чём: он обучается в обычной школе, нормально воспринимает и устную, и письменную речь. Единственное, что потребуется, — логопедическое вмешательство. Средняя и тяжёлая разновидности потребуют нахождения ребёнка в специальном учреждении.
Фото: Степени дизартрии
Лечение медикаментами
При следующих видах дизартрии врач назначает медикаментозное лечение:
- бульбарный (местный паралич мышц, трудности при глотании);
- мозжечковый;
- корковый (поражение того участка коры мозга, который отвечает за артикуляцию);
- подкорковый (нарушение в подкорковых узлах);
- экстрапирамидная (дисфункция лицевых мышц);
- псевдобульбарная (центральный паралич мышц).
Все перечисленные виды патологии вызваны поражениями головного мозга разной степени тяжести.
Курс лечения всегда индивидуален. Обычно назначают препараты типа ноотропов:
Фото: Лекарство Энцефабол
Фото: Лекарство Фенибут
Фото: Лекарство Глицин
Действие медикаментов одинаково: улучшение памяти и умственной деятельности.
Упражнения и гимнастика
В эту группу, помимо артикуляционной и лечебной гимнастики, входит массаж (точечный и логопедический).
Фото: Логопедический массаж
Мероприятия такого рода производятся ежедневно.
Массаж направлен на развитие лицевых мышц. Он может выполняться родителями, специалистами и самим ребёнком. Процедуры просты:
- поглаживание, легкое пощипывание кожи нижней челюсти, щёк и губ;
- сближение губ в вертикальном и горизонтальном положении с помощью пальцев;
- поглаживание мягкого нёба подушечками среднего и указательного пальцев в направлении «от себя» (не дольше 2 минут).
Самостоятельно ребёнок может заниматься перед зеркалом: он должен пытаться повторить движения губ при произнесении звуков, которые видит у взрослых. Хорошим подспорьем станут картинки с изображением человека, произносящего звуки.
Фото: Массаж лицевых мышц
Тренировка речевого аппарата
Допустимы следующие упражнения:
- медленное открывание и закрывание рта;
- задержка рта на несколько секунд в открытом и полуоткрытом положении;
- вытягивание губ в букву «о»:
- поднятие губ и обнажение зубов (так называемый оскал).
Существует особая детская разновидность гимнастики — сладкая. Для выполнения упражнений используются леденцы на палочках и обычные твёрдые карамельки. Ребёнок зажимает леденец губами (при этом зубами придерживать нельзя), а родитель пытается за палочку вытащить конфету. Вместо сладкого иногда используют марлю или другой мягкий, не способный травмировать слизистую предмет.
Фото: Гимнастика с леденцом
С карамелью производят другие манипуляции: смазывают ей разные углы рта и губы ребёнка, задача последнего — облизать обработанные отделы ротовой полости. Данное упражнение способствует укреплению мышц языка.
Фото: Ребенок облизывается
Физкультура
Больному дизартрией нужно развивать вестибулярный аппарат. Особенно популярно упражнение с прыжками: ребёнок, стоя на одной ноге, начинает приподниматься на носок и опускаться (взрослый поддерживает его за талию или руки); после чего ребёнок невысоко подпрыгивает на той же ноге.
Некоторые специалисты рекомендуют проводить процедуру контрастного душа и закаливания.
Для развития мелкой моторики ребёнку предлагаются игры:
- пазлы;
- пластилин;
- конструкторы;
- счётные палочки и др.
Дыхательная гимнастика
Ранее этот метод считался альтернативным, сейчас его действенность научно доказана. Дыхательная гимнастика устанавливает плавность речи.
Какие бы методики вы ни выбрали, существует определённый «костяк»:
- вдохи производятся через нос и имеют резкий, «шмыгающий» характер;
- выдохи осуществляются по инерции, концентрировать внимание на них не нужно.
Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.
Фото: Дыхательные упражнения
Логопедические упражнения
Цель логопеда всегда одна — речь ребёнка должны понимать окружающие. Соответственно, его задача — «поставить» произношение разных звуков. Курс лечения назначается индивидуально в зависимости от состояния голосового аппарата. Функции родителей — закрепление и повторение уже пройденного.
Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.
Фото: Занятия с логопедом
Иногда врачи рекомендуют использовать рефлексотерапию, т.е. иглоукалывание, и гирудотерапию, т.е. лечение пиявками. Оба метода являются альтернативными, они пришли в нашу страну из восточных государств и пока никак себя не зарекомендовали. Однако вред ни та, ни другая процедура не наносит.
Время лечения во многом зависит от степени заболевания и интенсивности занятий. В некоторых, особо сложных случаях вылечить дизартрию невозможно, так как нарушения тканей головного мозга необратимы. В других — достаточно месяца или двух. Средний курс терапии составляет около полугода.
Источник