Фонастения лечение в домашних условиях
Недаром же говорят, что доктор словом лечит. Осечки, охриплость и даже полное отсутствие голоса – признаки усталости связок вследствие перенапряжения или стресса. В таких случаях главное – вернуть голосу право на звучание.
Голос – визитная карточка человека. Его звучание, сила, высота, тембр являются источником бесценной информации о собеседнике. Но это еще и рабочий инструмент для артистов и певцов, преподавателей и экскурсоводов, а также врачей. Недаром же говорят, что доктор словом лечит. Осечки, охриплость и даже полное отсутствие голоса – признаки усталости связок вследствие перенапряжения или стресса. В таких случаях главное – вернуть голосу право на звучание.
Фонастения (от греч. phone – «голос», stenos – «узкий, тесный») – нервное функциональное заболевание голоса без видимых изменений в голосовом аппарате.
Выражается в быстрой утомляемости, фальшивой интонации (преимущественно в низком и среднем регистре), тремолировании, изменении тембра, «тяжелом» пении. Причинами фонастении могут быть форсированное пение, злоупотребление крайними звуками диапазона, пение в несоответствующей голосу тесситуре, а также нервные потрясения, различные заболевания, пение в больном состоянии. Развивается при неправильном пользовании голосовым аппаратом и чрезмерной нагрузке. В основе возникновения фонастении, помимо повышенной голосовой нагрузки, ведущей к перенапряжению гортани, лежат различные неблагоприятные ситуации, вызывающие расстройство нервной системы.
Одни специалисты объясняют возникновение фонастении исключительно неправильной деятельностью фониаторного аппарата, другие считают, что в основе расстройств иннервации гортани лежат нервно-психические заболевания (истерия, неврастения, психастения, функциональные неврозы и др.) [1–5].
Кто подвержен
В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
В Системе «Консилиум» их более 5000.
Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?
Активировать
Кто в группе риска
Это заболевание наиболее часто бывает у лиц т. н. голосо-речевых профессий: волкалистов, актеров, чтецов, лекторов, экскурсоводов, учителей, преподавателей и т. д. Так, например, возникновение голосовых расстройств у вокалиста зависит от стажа его работы, занятости в репертуаре и положения в театре (солист или артист хора), от занятий артиста преподаванием, наличия дополнительной работы в других театрах. Фонастения возможна у медицинских работников, занимающихся педагогической деятельностью, – профессорско-преподавательского состава медицинских и фармацевтических вузов, преподавателей медицинских и фармацевтических училищ и колледжей.
Для установления профессионального характера заболевания необходимо тщательно изучить анамнез и санитарно-гигиенические условия труда с целью выяснения степени голосовой нагрузки; проанализировать данные динамических наблюдений за пациентом методами функционального исследования состояния гортани.
Условно допустимая норма голосовой нагрузки для лиц голосо-речевых профессий составляет 20 ч в неделю.
Исследованиями выделено 3 ведущих фактора в возникновении голосовых расстройств: психогенный, перенапряжение, функциональная неполноценность голосового аппарата.
Причиной перенапряжения голосового аппарата часто становится длительная без отдыха голосовая деятельность, неумелое пользование фонационным дыханием, модулирование высотой и силой звука, неправильная артикуляция. Имеют значение и специфика условий труда (нервно-эмоциональное напряжение, повышенная интенсивность фонового шума, плохая акустика помещений, перепады температуры окружающей среды, повышенная сухость и запыленность воздуха). Способствуют развитию профессиональных заболеваний гортани также несоблюдение гигиены голоса (табакокурение, алкоголь), воспалительные недуги полости носа и глотки. Существенную роль играют аллергизация организма с развитием повышенной чувствительности к таким раздражителям, как пыль, осыпь красок с декораций, грим, а также утомление и психогенная травма [6].
Необходимо исключить другие этиологические факторы развития заболевания, например, частые обращения к врачу по поводу острых воспалительных заболеваний гортани и глотки.
При перенапряжении голосового аппарата возможно развитие вазомоторного монохордита, контактных язв голосовых складок (встречаются достаточно редко), что также свидетельствует о профессиональной природе заболевания.
Клиническая картина фонастении
Различают истинную и ложную фонастению. Истинная – это координационный невроз, ложная – повышенная утомляемость голоса в связи с несоответствием голосового аппарата и нагрузки. Последняя представляет собой типичное профессиональное заболевание лиц голосовых профессий и, как правило, носит гиперкинетический характер.
Основными жалобами лиц, использующих голосовой аппарат в профессиональной деятельности как орудие труда, является быстрая утомляемость голоса, звучание в неполном диапазоне (голос «садится»), дискомфорт в горле. Возможны различные парестезии в области горла и гортани, першение, саднение, щекотание, жжение, ощущение тяжести, напряженности, боли, спазма, сухости или повышенной продукции слизи. Весьма типичны для этого недуга обилие жалоб и большая детализация их пациентом [12].
Ларингоскопическая картина часто не соответствует обилию предъявляемых жалоб: отмечаются некоторая вялость истинных голосовых складок и реактивные изменения слизистой оболочки – незначительная гиперемия, сухость или повышенное количество секрета. Течение гиперкинетической дисфонии может осложниться появлением узелков посередине длины голосовой связки (т. н. узелки певцов, узелки крикунов у детей)*.
Лечение
Выбор тактики лечения проводится после обследования пациента, анализа анамнеза, слуховой оценки голоса, микроларингоскопии, эндоларингостробоскопии, спектрального компьютерного анализа голоса.
При повышенной тревожности, мнительности пациента целесообразны проведение скринингового исследования по шкале HADS для выявления соматоформных расстройств и при необходимости – консультации психолога и/или психотерапевта. Лечение всегда начинается с рациональной психотерапии с целью создания у пациента мотивации на успех.
Показаны полная элиминация профессиональной голосовой нагрузки и максимально щадящая голосовая нагрузка в быту. Длительность такого режима устанавливается индивидуально для каждого пациента. Назначение полного молчания нецелесообразно, поскольку для профессионалов отсутствие голоса является психотравмирующей ситуацией [16].
При фонастении на первом этапе физиотерапии назначают общую гидротерапию (преимущественно углекислые или скипидарные ванны), введение ионов кальция в область воротника или общий электрофорез кальция по Вермелю. При наличии парестезий в области гортани – дарсонвализацию этой области грибовидным электродом (5–8 мин ежедневно, на курс лечения – 7–10 процедур). Если имеются реактивные изменения слизистой оболочки гортани, применяют средства, стимулирующие тканевой обмен: ингаляции крупнодисперсным аэрозолем преимущественно щелочных минеральных вод температуры 37°С с последующим ингалированием растительных масел, содержащих (или с добавлением) витамины А и Е. Всем пациентам, страдающим функциональными нарушениями двигательной функции гортани, показано лечение в санаториях психоневрологического профиля.
Как при истинной, так и при ложной фонастении большое значение имеет вторичная физиопрофилактика, которая заключается в систематической ингаляционной терапии или гидроионотерапии в домашних условиях, использование методов закаливания (в т. ч. контрастные компрессы на область воротника или гортани, гидропроцедуры) соответственно адаптационным возможностям организма. Ежегодно пациент должен получить один из курсов физиотерапии, направленных на нормализацию функции центральной и вегетативной нервной системы: электрофорез кальция по Вермелю, курс т. н. воротниковой терапии, УФ облучения и т. д.
При фонастении дополнительно назначают седативную терапию (диазепам, хлордиазепоксид, оксазепам). Для повышения тонуса пациентам рекомендуют пантов благородного оленя экстракт (Пантокрин), препараты женьшеня. Параллельно с фармакотерапией проводится фонопедия с целью выработки фонационного дыхания и физиологичной манеры голосоведения.
Список литературы находится в редакции
Материал проверен экспертами Актион Медицина
Источник
Мировая музыкальная практика свидетельствует, что пение (сольное, групповое или хоровое) является наиболее любимым видом музыкального исполнительства у большинства детей. Певческая деятельность – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация, т.е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Пение – это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т.д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Исполнение песни позволяет ребенку не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.
Пение, по мнению выдающегося педагога-музыканта Н.Л. Гродзенской, – это «увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент». Пение как исполнительский процесс развивает у ребенка не только чисто музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку), но и такие психические процессы и качества личности, как внимание, воображение, память настойчивость в преодолении трудностей, умение слушать и воспроизводить мелодию песни.
Специфика организации музыкальной (певческой, инструментальной, вокально-хоровой) деятельности, как в рамках общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного художественного образования, заключается в том, что здесь в качестве учебного материала выступают художественные ценности, накопленные человечеством в области музыкального искусства. Поэтому проблема выбора учебного музыкального материала всегда волновала ведущих педагогов-музыкантов нашей страны (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Менабени, В.И. Петрушин, Н.А. Терентьева, В.Н. Щацкая, Б.Л. Яворский и др.), утверждавших, что музыкальное образование необходимо осуществлять на высокохудожественном, интересном, образно доступном и максимально разнообразном по языку и стилям музыкальном материале, позволяющем наиболее эффективно решать поставленные педагогические задачи.
Взаимосвязь занятий пением с болезнями голосового аппарата у учащихся в классе сольного пения, вокальный ансамбль, хоровой класс объясняется еще и большими нагрузками. При этом обучающиеся чаще подвержены этим болезням, чем состоявшиеся вокалисты.
Многие с первых лет обучения вынуждены посещать фониатора. Часто в раннем возрасте определяются стойкие изменения и заболевания голосового аппарата как функционального так и органического характера. Вероятность того, что подобные изменения сформировались за короткий срок обучения невелика, поэтому, очевидно, что изменения в системе голосового аппарата присутствовали у них и ранее (что подтверждается анамнезами заболевания таких пациентов).
В период формирования, когда голос требует особо бережного отношения, многие закрывают на это глаза, что не может не сказаться в будущем на состоянии здоровья [7, 34].
Самой распространенной причиной возникновения болезней голоса в детском и юношеском возрасте считается нерациональный голосовой режим. Гортань ещё не сформирована и поэтому не рассчитана на нерационально завышенную нагрузку.
К сожалению, в большинстве учебных заведений даже при поступлении в вокальные коллективы учащиеся не всегда осматриваются фониатром, что увеличивает риск развития заболеваний органов гортани.
Среди профессиональных заболеваний голоса первое место занимает фонастения. Под фонастенией обозначают болезни голоса, которые сопровождаются нарушениями его функций без видимых объективных изменений в структуре голосового аппарата. Причинами являются множество факторов. Главная роль отводится нерациональному голосовому режиму. Излишние перенапряжения, чрезмерное употребление крайне верхнего или крайне нижнего диапазона, пение в несоответствующей тесситуре, форсирование всё это неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях голосового аппарата. Существует мнение, что катализатором развития фонастении является неправильная постановка голоса.
Причинами изменений в голосе могут быть и нервные расстройства (процент которых значителен): заболевания, потрясения, истощение, истерии, а также малокровие, заболевания дыхательной системы, женской половой системы, пение в менструальном периоде и, наконец, разные формы истерических заболеваний.
Очень важно обращать внимание именно на расстройства голосового аппарата функционального характера, поскольку их влияние на голос является разрушительным [8, 69].
Диагностирование фонастении затруднительно (нарушения голоса не сопровождаются видимыми нарушениями голосового аппарата), а врачебные мероприятия фониатра малоэффективны, поэтому это заболевание считается очень тягостным для вокалистов.
Характерными жалобами являются сухость в горле, затруднения в процессе пения, утрата звучности голоса, необходимость длительного разогрева голоса, постоянное желание откашляться.
Важно отличить истинную симптоматику от преувеличенных ощущений (свойственных многим). Иллюзорные болезни обычно проходят быстро, так же как и появляются.
Для более точной оценки состояния голосового аппарата вокалиста необходимо провести функциональное исследование голоса с оценкой регистра, диапазона, характера звучания и качества интонации [8, 32].
Однако и этот метод диагностики не может дать 100% точность из-за сопутствующих патологий: изменение тембра голоса, де-, дистонирование, тремолирование звука, тусклость отдельных регистров голоса или тонов, дрожание гортани, надгортанника, мягкого неба, нижней челюсти, языка, губ. Подобное наблюдается лишь в запущенных стадиях болезни, когда петь уже невозможно.
Чаще всего к врачу обращаются на ранних стадиях заболевания с невыраженной клиникой. Объективных признаков дефекта голосового аппарата при этом выявить не удаётся. Лишь на поздних стадиях при осмотре можно обнаружить характерную для фонастении картину: слизь, ослабленное натяжение голосовых связок, иногда приобретающих сине-фиолетовый оттенок при фонации (при спокойном дыхании нормальная розовая окраска), дрожание подбородка и гортани,
Ещё одним методом диагностики является стробоскопия. Это наблюдение за движением голосовых связок непрямой ларингоскопией с применением прерывистого света (с помощью стробоскопа).
В результате функциональных нарушений, точнее из-за плохого смыкания связок, возникает расстройство голосообразования. Отсюда возникают проблемы с дыханием, а, следовательно, быстрая утомляемость, перебои звуковоспроизведения, отдельные регистры или ноты могут выпадать, тембр ухудшается.
Существует и так называемая ложная фонастения, встречающаяся у вокалистов с чрезмерной нервной возбудимостью. Ложная фонастения является лишь одним из симптомов общего нервного состояния, не являясь нозологической единицей.
Лечение фонастении является в основном общеукрепляющим и предусматривает устранение причины, инициирующей развитие заболевания. Поскольку большой процент приходится на нарушения нервной системы, стоит начать именно с её укрепления. В комплекс лечения входит укрепление общего тонуса и психологическое воздействие на пациента.
Из физиотерапевтических процедур при фонастении очень эффективны гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны), электризация, диатермия, массаж, гармоническая вибрация (по Малютину), синхронная фарадизация. Ряд авторов рекомендует лечение фонастении методом иглорефлексотерапии. Также распространено полоскание горла настойкой из листьев шалфея, цветов ромашки.
Если рассматривать медикаментозное лечение, то при органических нарушениях нужно воспользоваться противовоспалительной терапией, антигистаминными средствами, инстилляцией масел в гортань. Если выражены вазомоторные изменения, то хороший лечебный эффект окажут вливания в гортань масел в сочетании с суспензией гидрокортизона и витамином С.
При фонастении широко показана дополнительная седативная терапия (седуксен, элениум, тазепам). Для повышения тонуса этим лицам рекомендуется назначать пантокрин, женьшень. Для профилактики инфекционных осложнений рекомендуется использовать фузафунгин (биопарокс).
Для профилактики рецидива фонастении необходимо оберегать себя от нервных напряжений, избегая перенапряжений и различных конфликтных ситуаций.
Интересен такой метод лечения как заглушение, под воздействием которого довольно быстро исчезают длительные парезы голосовых связок, несмыкание, вялость и другие патологические изменения в функциональном голосообразовательном аппарате. Принцип действия сводится к стимуляции голосовых связок, их тонуса.
Даже абсолютно здоровые люди, подвергшиеся заглушению, начинают говорить более громким и высоким голосом, чем обычно.
Метод заглушения широко распространен в настоящее время в западноевропейских ларингологических клиниках и в фониатрических учреждениях для лечения функциональных болезней голосового аппарата.
Сам образ жизни вокалистов значительно влияет на склонность к ряду заболеваний [8, 55].
Иногда наблюдаются сложно объяснимые случаи, когда вокалисты с сильно изменёнными структурами голосового аппарата великолепно поёт, другое дело как это скажется на голосе в дальнейшем, но иногда даже при незначительных изменениях вокалист теряет способность петь, или говорить.
Богатый голосовой материал можно встретить не часто, при условии, что в течение жизни многие этот дар утрачивают по разным причинам.
К сожалению, с каждым годом всё чаще у знаменитых, выдающихся певцов выявляются дефекты в системе голосового аппарата, которые значительно мешают работе профессионалов.
Подводя итог, хочется как-то обезопасить вокалистов. Возникает необходимость создать обязательные для всех вокалистов врачебно-фониатрической диспансеризации от детей до профессиональных, заслуженных мастеров. Скорее всего, процент фонастений особенно в запущенных стадиях, снизится, благодаря своевременному выявлению проблем в системе голосового аппарата [16, 46].
список ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аникеева З. И. Клинические особенности нарушений голоса у населения мегаполиса // Вестник оториноларингологии. 2007. № 1. С. 14–21.
- Бабияк В. И., Накатис Я. А. Клиническая оториноларингология: руководство для врачей. СПб. : Гиппократ, 2005. 800 с.
- Бунькова А. Д., Пичугина Л. Н., Самакаева М. Ю. Мир полон звуков: учебное пособие; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.». Екатеринбург, 2015. 68 с.
- Бунькова А. Д. Ассоль: хрестоматия по вокально-хоровой работе: учеб. — метод. пособие для бакалавров направления 050100 «Пед. образование», профилей «Муз. образование» и «Худож. Образование» (муз.-компьютер. технологии). Тетр. 2 / А. Д. Бунькова, Л. Н. Пичугина ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования. Екатеринбург: [б. и.], 2011. 66 с.
- Бунькова А. Д. Детство: хрестоматия по вокально-хоровой работе: учеб. — метод. пособие для бакалавров направления 050100 «Пед. образование», профилей «Муз. образование» и «Худож. образование» (муз.-компьютер. технологии). Тетр. 1 / А. Д. Бунькова, Л. Н. Пичугина; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования. Екатеринбург: [б. и.], 2011. 66 с.
- Бунькова А. Д. Учимся, играя: Песни, хоры и пьесы для детей млад. шк. Возраста /Предисл. М. Ю. Самакаевой; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [Б.и.], 1999. 94с.
- Василенко Ю. С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика: автореф. дис. … д-ра мед. наук. М., 1974. 49 с
- Вотинцев А. В., Самакаева М. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: учебное пособие по дисциплинам: «Управление певческой деятельностью», «Методика обучения и воспитания в области музыкального образования» для студентов направления «05.01.00.62 – Педагогическое образование профиль «Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии). ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.». Екатеринбург, 2012. 88 с.
- Готовяхина Т. В. Ранняя диагностика парезов и параличей мышц гортани при операциях на щитовидной железе // Рос. оториноларингология. 2009. Приложение № 2. С. 311–317.
- Дайхес Н. А., Быкова В.П. Клиническая патология гортани / Руководство-атлас для последипломного обучения специалистов научных, лечебных и учебных медицинских учреждений. М. : МИА, 2009. 160 с.
- Дайхес Н. А., Осипенко Е. В. Состояние фониатрической помощи в России /VIII Российский конгресс оториноларингологов «Наука и практика в оториноларингологии». Москва, 10–11 ноября 2009 г. : сб. науч. трудов. С. 89–90.
- Доронина Л. М., Дорохова Е. В., Матвеева С. В. Функциональные дисфонии и их лечение в фониатрическом центре /Междисциплинарные проблемы голоса, патологии уха и дыхательных путей: науч.-практ. конф. с междунар. участием «Междисциплинарные проблемы голоса». Омск, 14–15 апр. 2011 г.: сб. науч. трудов. 2011. С. 57–61.
- Иванченко Г. Ф., Демченко Г. В. Этиопатогенетнческое лечение заболеваний голосового аппарата //Материалы XVII съезда оториноларингологов России. Н. Новгород, 2006. С. 182.
- Казарина О. В. Научное обоснование совершенствования фониатрической помощи в Российской Федерации: дис. на соиск. учен. степени канд. мед. наук. М., 2014. 129 с.
- Лаврова Е. В. Логопедия: основы фонопедии: учебное пособие рек. УМО вузов РФ. М.: Академия, 2007. 144 с.
- Фомина М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: методические указания. М., 2004.
ФОНАСТЕНИЯ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ
В статье рассматриваются проблемы патологии, приводящие к нарушениям голоса (фонастения), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону у детей, занимающихся в классе сольного пения, вокальный ансамбль.
Written by: Бунькова Анна Дмитриевна, Васнина Анжела Владимировна
Published by: Басаранович Екатерина
Date Published: 12/15/2016
Edition: euroasia-science_6(27)_23.06.2016
Источник