Как перейти на домашнее лечение
В списке заболеваний — 60 пунктов
26 июля. ПРАВМИР. Министерство здравоохранения РФ опубликовало новый перечень заболеваний, с которыми ребенок может обучаться на дому по основным общеобразовательным программам.
Приказ Минздрава № 436н от 20 июня 2016 года утверждает перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому. В списке — 60 пунктов.
В ранее действовавший перечень заболеваний внесены уточнения. Изменены названия болезней согласно Международной классификации, а также конкретизированы особенности их течения.
С00-С97 Злокачественные новообразования (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).
D30-D61 Апластические анемии (в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата, состоянии после трансплантации).
D66-D67 Нарушение свертываемости крови (тяжелой степени).
D69 Пурпура и другие геморрагические состояния (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).
D89 Отдельные нарушения, вовлекающие имунный механизм. (тяжелой степени или в условиях длительного применения иммуносупрессивной терапии, при наличии побочных действий или нежелательных реакций, связанных с применением лекарственного препарата).
Е10 Сахарный диабет I типа (тяжелой степени).
F06.6 Органическое эмоционально лабильное (астеническое расстройство). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F07 Расстройства личности и поведения вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства). (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F70-F79 Умственная отсталость. (Cо стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F84 Общие расстройства психологического развития. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F95.2 Комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де ла Туретта). (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
F98.1 Энкопрез неорганической природы. (Тяжелой степени, исключается каломазание).
F98.8 Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения. (Тяжелой степени, со стойкими, значительными, неконтролируемыми нарушениями поведения, не представляющими опасность для себя и/или окружающих, на форме фармакорезистентности или длительного подбора терапии).
G12 Спинальная мышечная атрофия и родственные синдромы (Тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G24.1 Идиопатическая семейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G24.2 Идиопатическая несемейная дистония. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.3 Миоклонус. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.4 Хорея, вызванная лекарственным средством. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.5 Другие виды хореи. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G25.8 Другие уточненные экстрапирамидные и двигательные нарушения. (В тяжелой степени, на фоне фармакорезистентности или подбора терапии).
G31.8 Другие уточненные денегеративные болезни нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).
G35-G37 Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств, тяжелых двигательных нарушениях, передвижении на инвалидной коляске).
G40 Эпилепсия (С частыми приступами, в том числе с риском развития эпилептического статуса, на фоне длительного подбора противосудорожной терапии).
G43 Мигрень в тяжелой степени.
G71.0 Мышечная дистрофия. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G71.2 Врожденные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G71.3 Митохондриальная миопатия, не классифицированная в других рубриках. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G71.8 Другие первичные поражения мышц. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G72.8 Другие уточненные миопатии. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G80 Детский церебральный паралич. (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
G82 Параплегия и тетраплегия (Если есть тяжелые двигательные нарушения, затрудняющие нахождение и передвижение в инвалидной коляске).
H16 Кератит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H20.1 Хронический иридоциклит. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H30 Хориоретинальное воспаление. (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H46 Hеврит зрительного нерва (Часто рецидивирующий, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п).
H33 Отслойка и разрывы сетчатки. (В течение 1 года после хирургического лечения).
H40.3-H40.6 Глаукома. (В терминальной стадии). Q15.0 Врожденная глаукома. (В терминальной стадии).
I50 Сердечная недостаточность 2 и 3 стадии.
J43 Эмфизема. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).
J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь. (Тяжелой степени, состояние после трансплантации легкого).
J96.1 Хроническая респираторная недостаточность 2 и 3 степени тяжести.
K50-K52 Неинфекционный энтерит и колит тяжелой степени.
K72.1 Xроническая печеночная недостаточность тяжелой степени.
K74 Фиброз и цирроз печени (Cостояние после трансплантации печени).
L10-L14 Буллезные нарушения тяжелой степени.
L20-L30 Дерматит и экзема. (Тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).
М05-M14 Воспалительные полиартропатии тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.
M24 Поражения суставов. (Cостояния после хирургического лечения, требующие длительной иммобилизации).
M30-M36 Системные поражения соединительной ткани. (При длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.).
М91.1 Юношеский остеохондроз головки бедренной кости (Легга-Калве-Пертеса) после хирургического лечения и требующий иммобилизации.
N01-N08 Гломерулярные болезни тяжелой степени, при длительном применении иммуносупрессивной терапии, побочном действии лекарств и т.п.
N10-N16 Тубуло-интерстициальные болезни почек тяжелой степени, осложненное течение, состояние после трансплантации почки.
N18 Хроническая почечная недостаточность тяжелой степени.
Т90 Последствия травм головы. (Осложненные наличием дефекта костей свода черепа, требующего хирургического лечения и т.п.).
Т91 Последствия травм шеи и туловища. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).
Т93 Последствия травм нижних конечностей. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).
Т94.0 Последствия травм, захватывающих несколько областей тела. (Требующие длительной иммобилизации в гипсовой повязке и/или передвижение на инвалидной коляске).
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.
Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!
Источник
Учиться стало слишком сложно и мешают одноклассники? Здесь поможет домашнее обучение.
Домашнее обучение очень выгодно для ребёнка, особенно если ему сложно находиться либо учиться в коллективе, ведь на домашнем обучении учитель работает с ребёнком 1 на 1 и видит, успевает ли он.
Существует 2 вида домашнего обучения: семейное и обучение по болезни. Расскажу об обоих вариантах.
1.Домашнее обучение по болезни(и как сделать это, не имея болезни)
Домашнее обучение подразумевает под собой то, что ребёнок не может учиться в школе по состоянию здоровья. На этот вид обучения переводит ребёнка врач. К ребёнку домой приходят учителя из вашей школы и занимаются с ним лично.
Как меня перевели на домашнее обучение без болезни, читайте в конце.
2.Семейное обучение:
Это обучение подразумевает под собой уже самостоятельное решение семьи на перевод ребёнка на домашнее обучение, но учителя с вашей школы к вам ходить не будут и учиться вы будете самостоятельно либо придётся нанимать учителей, но также существуют и дистанционные школы, которые полностью контролируют процесс обучения ребёнка. Чтобы перевести ребёнка семейную форму получения образования, нужно проинформировать либо городское управление образования, либо орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания. Кого именно информировать, зависит от размеров вашего населённого пункта. Для начала нужно позвонить в орган управления образования, далее вас проинформируют.
Школа отказать вам в таком обучении не может, так здесь от них ничего не зависит.
Теперь я расскажу свою историю о том, как я попал на домашнее обучение, не имея болезни.
Для начала у меня начались реальные проблемы со здоровьем, но пройдя 2 больницы, никто так и не понял, почему это произошло. У меня были проблемы с сердцем, которые через время сами прошли. Здесь я уже был на домашнем обучении на 6 месяцев,на которое меня перевёл кардиолог.
По прошествии 6-ти месяцев домашнее обучение кончилось, но так как никто не понял, почему это произошло, у меня начали подозревать проблемы со психическим здоровьем. Так я попал в 3-ю больницу, психиатрическую. Всю жизнь у меня было повышенное обсессивно-компульсивное расстройство, поэтому после этого у меня уже стоял этот диагноз. В больницу я попал в тяжёлой депрессии, так как поссорился с одноклассниками и не хотел туда возвращаться. Так я решил попасть на домашнее обучение не имея диагноза.
Если вы хотите как и я попасть на домашнее обучение чтобы к вам ходили учителя, вам придётся высказаться психиатру. Я сказал (правду), что не хочу возвращаться в школу из-за ссоры с одноклассниками, т.к у меня действительно при их виде начинались панические атаки. Психиатр понял ситуацию, так как у меня была тяжёлая депрессия из-за этой ситуации, и я мог вернуться в это состояние, поэтому меня оставили на домашнее обучение. Советую вам не делать как я, а просто сказать что у вас фобия, либо какие-либо другие причины не идти в школу, как я и сказал своему психиатру.
По моему личному мнению, семейное обучение лучше, чем обучение дома из-за болезни, так как это гораздо легче сделать, но могут возникнуть проблемы когда вас родители не понимают и не согласны с вами.
На этом всё. Спасибо, что дочитали до этого момента.
Источник
Ребёнок имеет право учиться дома не только по состоянию здоровья. И устроить это не так сложно, как кажется.
Уроки, перемены, домашние задания, строгий голос учителя. Сложно представить школьные годы без всего этого.
Но современные родители всё чаще выбирают аутскулинг, или обучение вне школьных стен. Официальная статистика по домашнему обучению в России не ведётся. По разным данным, дома учатся от 8 до 100 тысяч детей. И с каждым годом их становится всё больше.
Что такое домашнее обучение
Согласно Федеральному закону , учиться можно в организации, то есть в школе: очно, заочно и очно‑заочно. И вне учреждения: в форме семейного образования и самообразования.
Между этими группами есть принципиальное различие. Когда ребёнок получает образование в организации — будь то очная или заочная форма, школа несёт за него ответственность вместе с родителями. А если выбран вариант вне учреждения, все обязательства ложатся только на семью.
Термин «домашнее обучение» объединяет все формы, при которых ребёнок хотя бы часть времени учится вне школы.
Заочное обучение
Ребёнок не ходит в учреждение и занимается самостоятельно — с помощью онлайн‑ресурсов или частных репетиторов. При этом он числится учеником школы. Значит, нужно скрупулёзно следовать учебному плану, нельзя менять программу, разработанную на основе Федеральных государственных образовательных стандартов , или перескакивать через класс. И учебники лучше выбирать те, что предоставила библиотека. Аттестации проходят по графику, в школе или дистанционно.
Некоторые путают заочное обучение с его формой — дистанционным образованием.
В первом случае ребёнок получает знания своими силами, а школа контролирует и направляет его. Во втором с ним будут бесплатно заниматься школьные учителя — например, по Skype. Такое возможно, только если ученик серьёзно болен или физически не может посещать уроки.
Очно‑заочное обучение
Ребёнок приходит только на часть уроков, по выбору родителей, а остальное время занимается дома. Для него составляют индивидуальный учебный план, предполагающий, например, посещение школы три дня в неделю или присутствие только на уроках русского языка и математики. Аттестации нужно проходить в классе, вместе с другими детьми.
Если ребёнок тяжело болен, учителя иногда могут посещать его сами. Такой вариант называется надомным обучением, но практикуется редко и не считается отдельной формой обучения.
Семейное образование
Семья не водит ребёнка в школу и учит его своими силами. Программу выбирают родители. Они самостоятельно решают, по каким учебным пособиям и онлайн‑ресурсам будет заниматься ребёнок, могут записать его в образовательный центр или в альтернативную школу (Монтессори, вальдорфская и так далее) или нанять репетиторов. Правда, льгот, например на проезд, учащийся лишается. Аттестацию можно проходить очно — в школе — или дистанционно.
Разновидностью семейного образования можно считать анскулинг.
При этой форме обучения ребёнок не прикрепляется к школе и не следует программе, даже составленной родителями. Он читает книги, которые ему интересны, изучает окружающий мир, занимается творчеством. В России при выборе этой формы, скорее всего, возникнут сложности — общее образование (девять классов) у нас обязательно .
Формулировки в законе довольно расплывчатые и в теории позволяют заниматься по своей программе, а учителям показываться только для того, чтобы сдать ОГЭ. Но на практике семьями, которые не прикрепили детей к школе, могут заинтересоваться органы опеки. К тому же таким ученикам сложно сдать итоговую аттестацию.
Самообразование
Ребёнок учится сам, без участия школы или родителей. Решение о переходе на такую форму обучения он тоже принимает самостоятельно, после 9‑го класса.
Кому подойдёт домашнее обучение
Поводов выбрать домашнее обучение может быть очень много. Вот некоторые из них:
- Ученик отстаёт от программы или, наоборот, сильно её опережает.
- У него сложности в общении со сверстниками. Или он просто застенчивый интроверт, которому куда комфортнее учиться одному.
- Ребёнок пережил травлю и не хочет возвращаться в школу.
- Он на профессиональном уровне занимается спортом или творчеством — снимается в кино, ездит на соревнования и конкурсы и так далее.
- Ученик живёт там, где нет школ.
- Семья много путешествует и долго не задерживается на одном месте.
- У родителей есть собственное видение того, как и чему должен учиться ребёнок. И оно не совпадает с позицией школы.
Кому лучше не переходить на домашнее обучение
Домашнее обучение может показаться идиллией. Но на деле такой формат подойдёт не всем. Вот несколько причин воздержаться от этого:
- Ребёнок нуждается в ежедневном общении со сверстниками, дома ему скучно, он плохо переносит изоляцию.
- Учащийся очень неорганизован и без постоянного жёсткого контроля быстро расслабляется и отказывается что‑либо делать.
- Оба родителя много работают, у них нет времени, чтобы заниматься с ребёнком — ведь при семейном образовании все функции учителя им придётся взять на себя. Если, конечно, они не готовы отдать крупную сумму за альтернативные школы или частные уроки.
- У семьи не хватает сил, терпения и педагогических навыков, чтобы выстроить образовательный процесс дома.
- У родителей финансовые трудности. Домашнее обучение обходится дороже, чем школьное, особенно если речь о семейном образовании.
- У ребёнка нет подходящих условий для того, чтобы учиться вне школы. Например, маленькая жилплощадь, много разновозрастных братьев и сестёр, дома шумно и неспокойно.
Как перейти на заочное или очно‑заочное обучение
1. Проинформируйте администрацию школы
Нужно написать заявление о переводе ребёнка на заочную или очно‑заочную форму обучения.
Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.
Закон на стороне родителей — они могут выбрать любую форму обучения. Но многие семьи предпочитают не вступать в конфликт и перевести ребёнка в школу, которая относится к заочникам лояльно.
2. Изучите программу
Получите в школе учебный план и пособия, обучайте ребёнка дома, не отступая от программы. Если выбрана очно‑заочная форма, часть предметов осваивается в школе. Всё это нужно обговорить с администрацией.
3. Сдавайте аттестацию
В теории это можно сделать дистанционно, но на практике большинство школ такой возможности не предоставляет. Список организаций, в которых всё-таки разрешено писать контрольные работы и тесты дома, есть на портале альтернативного образования и в журнале «Семейное образование», а также в тематических родительских сообществах.
Как перейти на семейное образование
1. Оцените возможности
Обучение ребёнка дома — большая ответственность.
Придётся полностью взять на себя роли методиста, директора, школьного повара и психолога.
А возможно, и учителя. Правда, преподавать одновременно математику, химию и английский мало кому под силу, так что некоторые родители ищут репетиторов, обращаются в альтернативные или частные школы. Цены за услуги начинаются от нескольких тысяч рублей в месяц и стремятся в бесконечность, так что позволить себе это могут далеко не все.
Многие считают, что родителям детей, обучающихся в форме семейного образования, должны предоставлять ежемесячную материальную компенсацию. Но выплачивают её только в четырёх регионах РФ: Омской области , Пермском крае , Свердловской области , Тульской области .
Поэтому, перед тем как перевести ребёнка на семейную форму обучения, нужно взвесить все за и против и тщательно спланировать бюджет.
2. Изучите свои права
Это пригодится, если администрация школы будет противиться переводу ребёнка на семейное обучение или откажется принимать у него аттестацию.
Внимательно прочитайте Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Особое внимание обратите на статьи 17, 33, 34, 58 и 63. Также не лишним будет ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, в каждой области они свои.
3. Проинформируйте государство о своём выборе
В свободной форме напишите заявление о том, что хотите перевести ребёнка на семейное образование. Бумагу нужно предоставить в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа.
4. Выберите школу для прикрепления
Возможно, на этом этапе придётся найти для ребёнка новую школу, даже частную — если прежняя отказывается идти навстречу, не помогает, настаивает на жёстком графике аттестаций и личном присутствии ученика.
Можно выбрать любую школу — необязательно в своём районе или даже городе.
Чтобы прикрепиться к школе, нужно связаться с администрацией, написать заявление и предоставить необходимые документы:
- свидетельство о рождении или паспорт ребёнка;
- паспорт одного из родителей или законного представителя;
- справка о регистрации ребёнка по месту жительства — если он младше 14 лет;
- СНИЛС ребёнка.
5. Составьте учебный план
В некоторых случаях школа может в этом помочь, но чаще родителям приходится всё делать самостоятельно.
Кроме того, на этом этапе нужно определиться, как вы видите обучение ребёнка. Сколько времени он может посвящать занятиям, должен ли изучать предметы по очереди или блоками? Ратуете ли вы за строгий подход или за более творческий? Исходя из этого и нужно составлять программу.
6. Обучайте ребёнка дома
Следуйте составленной программе, корректируйте её в зависимости от семейных обстоятельств, потребностей, настроения и состояния здоровья ребёнка. При необходимости обращайтесь к репетиторам, в частные школы и образовательные центры.
7. Сдавайте аттестации
По закону ученик не обязан проходить промежуточную аттестацию до 9‑го класса, но имеет на это право. Однако многие родители, как и центры семейного образования, считают, что тесты всё же нужны — чтобы оценить знания ребёнка и контролировать учебный процесс.
Аттестацию можно сдавать очно или дистанционно — это зависит от школы.
В первом случае ученик пишет контрольные работы в присутствии учителя. Во втором процесс проходит по‑разному. У некоторых частных школ есть собственные платформы, где ребёнок может сдать тесты онлайн. Или учитель выдаст задание, которое нужно выполнить дома перед включённой видеокамерой.
Аттестации проводят один или два раза в год — как решит школа и родители. Если ученик освоил программу быстрее, можно сдать все предметы раньше.
8. Позаботьтесь о социализации
Один из главных аргументов противников домашнего образования — это то, что ребёнок будет изолирован и недополучит необходимого общения со сверстниками. Аргумент отчасти справедливый: ученик не ходит на уроки, коммуницирует только с родителями и репетиторами. Но есть ряд нюансов.
Например, и в традиционных школах дети не всегда много играют и разговаривают, особенно с появлением смартфонов. К тому же потребности в общении у всех разные. Кто‑то готов болтать целый день, а другой, отучившись шесть уроков в окружении 30 одноклассников, чувствует себя абсолютно опустошённым.
Контактировать можно и нужно не только в школе.
Никто не отменял кружки, секции, детские лагеря, клубы по интересам, творческие и спортивные коллективы. Подумайте, куда можно отвести ребёнка и как вписать дополнительные занятия в его расписание.
Как перейти на самообразование
Как мы уже сказали выше, это можно сделать только после 9‑го класса. Для этого ребёнок должен самостоятельно написать заявление на имя директора школы.
Затем ученик осваивает программу 10‑го и 11‑го классов в удобном для него формате — прикрепившись к альтернативному учреждению или самостоятельно. А по завершении проходит промежуточную аттестацию за 11‑й класс, получает аттестат об окончании средней школы и сдаёт ЕГЭ.
Где найти информацию про домашнее обучение
Раньше российские родители, которые думали о переводе детей на домашнее обучение, оставались один на один с вопросами и проблемами. Но со временем появилось немало ресурсов, где можно найти информационную поддержку и материалы для занятий с ребёнком, а также узнать об опыте других семей или поделиться своим.
- Центр поддержки семейного образования проводит вебинары об альтернативном образовании, консультирует родителей, помогает с аттестацией и составлением учебной программы.
- Журнал «Семейное образование» пишет о теории и практике внешкольного получения знаний в России, проводит фестиваль свободного образования.
- Ассоциация развития семейного образования (АРСО) консультирует родителей, проводит конференции, фестивали и вебинары. Также на сайте можно найти материалы об альтернативном обучении.
- «Клуб поддержки семейного образования» (группа в Facebook) — площадка для обмена опытом и онлайн‑общения. Кроме того, здесь организуются офлайн‑встречи, совместные прогулки и походы в музеи.
- «Домашнее обучение» (группа «ВКонтакте») — онлайн‑общение, статьи о внешкольном образовании, подборки полезных ресурсов.
- Российская электронная школа — это полный школьный курс уроков. Бесплатный, государственный проект.
- InternetUrok — бесплатные видеоуроки по основным школьным предметам за 1–11‑й классы.
Источник