Лечение дислалии у детей в домашних условиях

Лечение дислалии у детей в домашних условиях thumbnail

Нарушение звукопроизношения называется дислалией. Ребенок может переставлять звуки в слогах, менять их на другие. Часто малыши делают замену таким образом, чтобы им было удобнее и проще произносить слова. Дислалия у детей и методы ее устранения определяются логопедом. Этот специалист может установить точный диагноз и разработать тактику исправления данной проблемы.

Причины развития дислалии

Нарушения могут появиться у детей с проблемами развития речевого аппарата: челюстей, языка, губ, зубов. В этом случае говорят о механической дислалии. При нормальном развитии речевого аппарата ставят диагноз «функциональная дислалия».

Дислалия у детей и методы ее устранения

Органические нарушения возникают у тех детей, у которых:

— короткая уздечка языка и верхней губы;

— чрезмерно толстые губы;

— дефекты строения неба (оно может быть слишком высоким либо низким);

— слишком большой или, наоборот, маленький язык;

— неправильный прикус;

— малоподвижная верхняя губа.

Причины дислалии у детей могут быть не связаны с особенностями строения речевого аппарата. В этом случае нарушение звукопроизношения возникает из-за:

— подражания чьему-то неправильному говору;

— педагогической запущенности;

— неправильной культуры речи в семье;

— неумения держать язык в правильном положении;

— недоразвитости фонематического слуха;

— быстрых переходов языка от одного движения к другому.

Возможные формы нарушений

Чтобы разобраться, как проявляется заболевание, необходимо понять, какие существуют его формы. В зависимости от количества проблемных звуков дислалия может быть простой или сложной. Это определяет логопед. В первом случае малыш не будет выговаривать до 5 звуков. При сложной форме дислалии их будет более 5. Логопед может рассказать, что необходимо делать родителям, если была обнаружена дислалия у детей. И методы ее устранения, и определение подхода к лечению необходимо обсудить уже при первой встрече.

дислалия у детей

В зависимости от характера дефекта, отдельно выделяют несколько подвидов дислалии:

— ламбдацизм: проблемы с произношением твердого и мягкого «л»;

— ротацизм: ребенок неправильно выговаривает твердую и мягкую «р»;

— сигматизм: нарушения произношения шипящих;

— каппацизм: проблемы с твердой и мягкой «к»;

— йотацизм: неправильное выговаривание «й»;

— хитизм: нарушение в произношении «х»;

— гаммацизм: проблемы с выговариванием «г»;

— дефекты при смягчении и твердости звуков: ребенок может твердые согласные заменять парными мягкими и наоборот;

— дефекты оглушения и озвончения: звонкие согласные меняются на глухие и наоборот.

Так проявляется дислалия у детей. Но не стоит бояться этого диагноза: при правильной работе родителей и логопеда нарушение речи можно исправить.

Формы функциональной дислалии

При обследовании логопед определяет наиболее выраженные признаки речевых нарушений. Это позволяет скоординировать работу логопеда и сделать ее более результативной. Специалисты выделяют такие виды функциональной дислалии:

1) акустическо-фонематическая;

2) артикуляторно-фонетическая;

3) артикуляторно-фонематическая.

В первом случае к проблемам приводит слабое развитие речевого слуха. Из-за этого звуки, близкие по акустическим признакам, смешиваются. Иногда неполноценность их восприятия становится причиной того, что ребенок пропускает их в речи.

 причины дислалии у детей

Артикуляторно-фонетическая дислалия у детей дошкольного возраста возникает при неверном усвоении артикуляционных позиций. При этом малыши начинают искажать произносимые звуки.

При артикуляторно-фонематической дислалии ребенок не усваивает правильного положения языка, которое должно быть при произношении того или иного звука. Это приводит к их смешению.

Вот такая она разная — дислалия у детей. И методы ее устранения, таким образом, тоже будут разниться. В зависимости от установленного диагноза, логопед должен вырабатывать тактику работы с ребенком.

Коррекция различных форм нарушений речи

Если имеет место неправильное произношение звуков, относящихся к одной группе, например, свистящих, речь идет о простых нарушениях. Для их исправления достаточно 2-3 месяцев сотрудничества с логопедом, иногда коррекция может длиться полгода. А вот сложная дислалия у детей, которая характеризуется нарушением произношения 5 и более групп звуков, требует более длительной и кропотливой работы.

В большинстве случаев при сложных формах у детей нарушен фонематический слух. В процессе коррекции сложности возникают не с тем, что необходимо «ставить» большое число звуков, а с тем, чтобы ребенок начал правильно их слышать. На это уходит много времени. Важно, чтобы ребенок выполнял задания не только с логопедом, а и с родителями дома. Лишь при регулярных и систематичных занятиях можно в короткие сроки восстановить речь.

Коррекция механической дислалии

Для исправления звукопроизношения у детей, у которых есть проблемы с речевым аппаратом, необходимо устранить саму причину развития патологии. Если таковой является слишком короткая уздечка языка либо верхней губы, то ее достаточно просто подрезать — и ребенок сам начнет правильно говорить.

Немного сложнее обстоят дела в тех случаях, когда нарушения вызваны неправильным прикусом. В этом случае обязательна консультация ортодонта. Он может помочь исправить прикус с помощью специальных приспособлений даже в раннем возрасте. Если это невозможно, тогда начинается упорная работа логопеда. Она должна быть направлена на то, чтобы получить необходимый акустический эффект у ребенка с указанными нарушениями.

дислалия у детей симптомы

Также логопед способен помочь и тем детям, у которых неправильное строение неба. Специалисты знают, как направить язычок у тех, у кого «готический», плоский или щелеобразный верхний свод во рту.

Обследование ребенка

Прежде чем приступить к занятиям, логопед должен исследовать подвижность речевого аппарата ребенка и узнать у матери о течении беременности и родов. Разнообразные дидактические материалы позволяют определить имеющиеся дефекты и определить степень развития детей. После такого исследования логопед может сказать, есть ли дислалия у детей. «Симптомы» (явное нарушение речи) оцениваются в сочетании с проверкой фонематического восприятия. Лишь после этого ставится диагноз.

Читайте также:  Лечение сустава стопы в домашних условиях

Если логопед не заметит механические нарушения, он отправит ребенка к профильному специалисту. Это может быть хирург, ортодонт или отоларинголог. К последнему специалисту логопед может порекомендовать сходить, если подозревает, что у ребенка нарушен слух. При функциональной форме патологии желательно посетить невролога. Он проводит обследование детей с дислалией, чтобы исключить общее недоразвитие речи. Хотя предварительный диагноз может поставить и логопед.

Этапы коррекции звукопроизношения

Педагог разрабатывает систему взаимодействия с малышом, у которого была диагностирована дислалия. Работа должна быть направлена не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие памяти, внимания, фонематического слуха. Также специалист прилагает усилия для развития речевой моторики. Для этих целей делается специальный логопедический массаж. Также часть занятия отводится для выполнения гимнастики. Она является обязательной, если была диагностирована дислалия у детей. Лечение (упражнения помогают развить речевой аппарат) заключается в выработке правильного произношения звуков, их автоматизации и развитии способности к слуховой дифференциации.

особенности преодоления дислалии у детей

При постановке звуков одновременно проводится работа по их автоматизации. Для этого они проговариваются в составе отдельных слогов и слов. Для правильной постановки используют методику подражания. Если она не дает результатов, то логопед с помощью специального зонда может помочь ребенку, направив язык в нужную сторону.

Цели логопедической коррекции

Работа специалиста должна быть направлена как на исправление звукопроизношения, так и на узнавание звуков, умение их правильно произносить, контролировать свою речь.

Надо знать все особенности преодоления дислалии у детей, ведь без этого не удастся достичь результата. Для организации работы пары «логопед — ребенок» надо создать благоприятные условия. Малыш должен доверять педагогу, у них должен быть эмоциональный контакт. Для этого логопеду необходимо позаботиться об организации занятий в интересной для ребенка форме. Они должны побуждать познавательную активность, предупреждать возможное утомление.

 дислалия у детей дошкольного возраста

Если этого удастся достичь, то ребенок сможет:

— научиться узнавать разные звуки и не смешивать их;

— отличать правильное звукопроизношение от неправильного;

— контролировать собственную речь;

— легко варьировать звуки в речевом потоке;

— безошибочно определять звук и выделять его в речи.

Профилактика дислалии

Если родители не хотят в будущем искать материалы на тему «Дислалия у детей и методы ее устранения», то им надо заранее узнать, как предотвратить развитие такого нарушения.

Дислалия у детей лечение упражнения

Профилактикой развития механической формы заболевания будет регулярный осмотр профильными врачами, которые смогут вовремя выявить анатомические нарушения развития речевых органов.

Важно также окружить ребенка людьми с правильной речью. Взрослые не должны «сюсюкать» с малышом, ведь это формирует у него стереотипы общения. У ребенка должно быть несколько примеров для подражания. Если у одного из родственников есть речевые проблемы, то его роль в воспитании чада не должна быть ведущей.

Источник

Среди всех нарушений речи у детей дислалия встречается чаще всего. Она не сопряжена с поражениями головного мозга, как алалия, афазия или заикание, в силу чего наиболее просто поддается устранению. Расстройство заключается в нарушении звукопроизношения, в силу чего речь становится нечеткой, малопонятной и требует корректировки. Дислалия характерна абсолютно для всех детей, однако у одних она носит физиологический характер и проходит по мере формирования артикуляционного аппарата и развития фонематического слуха, а другие нуждаются в коррекционном воздействии.

Что такое дислалия

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».Дислалия у детей причины.jpg

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их. Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки.

Читайте также:  Лечение родинок в домашних условиях быстро

Классификация дислалии

По классификации дислалия разбивается на два вида:

  1. Органическая или механическая.
  2. Функциональная.

Органическая дислалия или механическая дислалия связанна с нарушением артикуляционного аппарата анатомического происхождения, такие как, удлинение или укорочение подъязычной складки, неправильный прикус. Может быть вызвана травмой ротовой полости, наследственными факторами.

Функциональная дислалия. Причинами развития функциональной дислалии выступают такие факторы, как отсутствие речевого воспитания, фонематические слуховые расстройства, окружение иноязычной речью.

Функциональная дислалия разделяется на 3 вида:

  1. Артикуляторно-фонетический вид.
  2. Артикуляторно-фонематический вид.
  3. Акустико-фонематический вид.

По количественным факторам дислалия разделяется на:

  1. Мономорфная
  2. Полиморфная

Мономорфная дислалия связана с проблемой воспроизведения одного звука, при полиморфной дислалии нарушается произношения от двух и более звуков.

При дислалии отдельные звуки могут, не воспроизводится вовсе, один звук может произноситься вместо другого, возможно изолированное произношения звука, но его отсутствие при самостоятельной речи.

Существует и другая классификация дислалии:

  1. Причины заболевания:
    • сенсорная (восприятие);
    • моторная (произношение);
    • физиологическая (не требующая коррекционного воздействия разновидность, характерная для раннего возраста).
  2. Группа звуков, произношение которых нарушено:
    • ротацизм;
    • гаммацизм;
    • ламбдацизм;
    • свистящий и шипящий сигматизм;
    • хитизм;
    • капацизм;
    • йотацизм.
  3. Форма заболевания:
    • механическая, обусловленная несовершенством органов звукопроизношения;
    • функциональная, обусловленная изменениями в коре больших полушарий.

Причини дислалии

В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, которые разделяются на 3 вида:

  1. Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
  2. Механические проблемы – охватывают группу, связанную с присутствием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
  3. Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.

Причинами функциональной формы дислалии являются:

  1. Неправильное речевое воспитание.
  2. Педагогическая халатность.
  3. Многоязычие.
  4. Предпочтение неверной артикуляции.
  5. Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.

Кроме того, дислалия может быть обусловлена следующими причинами:

  • несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать нужное положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
  • нарушения фонематического слуха – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.

В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Дислалия у детей и методы лечения.jpgПомимо физиологических особенностей, дислалия может быть обусловлена социальными аспектами, а именно высокой подражательностью ребенка. Если его родственники неправильно произносят те или иные звуки, с высокой долей вероятности малыш начнет дублировать это, повторяя стиль разговора близкого человека.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Симптомы дислалии

Дислалию не сложно отличить от других речевых расстройств. При данном диагнозе у ребенка хорошо сформирован грамматический строй речи, лексический запас соответствует возрасту, однако некоторые звуки:

  • отсутствуют в изолированном или фразовом произнесении;
  • заменяются на другие;
  • чередуются.

Главными признаками данного расстройства есть аспекты, связанные с воспроизведением звуков, пропуском звуков, их заменой, искажением, смешением.

Пропуск звука – это значительное выпадение звука в разных окончаниях, будь то звук в начале слова, в конце или середине. Под заменой звука понимают замещение одного звука на другой. Вызван данный феномен не способностью различать фонемы. Так же звуки могут меняться по признаку глухости-звонкости, мягкости-твердости. Упоминая о смешении звуков, признаком является то уместное употреблении звуков, то неуместное, и связанно это с не завершением усвоения фонем.

Использование звуков, которые не присутствуют в родном языке — называется искажением звука. Нарушение произношения одного и более двух звуков возникают, как правило, при функциональной дислалии. При механической дислалии, нарушается воспроизведение сродных по артикуляции звуков.

Диагностика дислалии

Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы. Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений.

Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.

Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, детский невролог, отоларинголог. Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс.

Читайте также:  Рези при мочеиспускании у мужчин причины лечение в домашних условиях

Затем нужно провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заключение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, которые могли привести к данной патологии.

При первых подозрениях на дислалию, необходимо посетить логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе которой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, называя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вынудить малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, отмечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.

Дислалия у детей.jpgДалее логопед проводит игру, где просит ребенка произносить звуки изолированно, проверяя способность органов артикуляции занимать нудное положение, а также тестируя фонематическое восприятие. При этом перед обследованием обязательно собирается анамнез. Уточняются данные о жизни и воспитании малыша, социально-бытовые условия, сведения о внутриутробном и раннем развитии, перенесенных заболеваниях, травмах. При необходимости малыша отправляют на консультацию к психоневрологу и проводят компьютерную томографию.

Коррекция дислалии

Если с помощью диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.

Сама коррекция построена в три этапа:

  1. Подготовка.
  2. Формирование начальных воспроизводимых навыков.
  3. Формирование навыков коммуникации.

В случае если дислалия вызвана анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.

При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка правильно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.

Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо включать употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.

На этапе заключения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет употреблять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и обязательным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередь родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.

Логопедические занятия помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:

  • механическая постановка звука;
  • отработка звука в изолированном произношении;
  • закрепление звука во фразовой речи.

Так, в первую очередь, логопед добивается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Хорошо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, произносит изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой речи. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.

Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает языку и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит нужное звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается говорить чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая правильное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.

Прогноз и профилактика дислалии

Прогноз лечения дислалии более чем благоприятный, так как расстройство может пройти в процессе взросления человека. Если расстройство не обусловлено поражением центров коры больших полушарий, отвечающих за понимание речи и ее произнесение, победить его удается за несколько месяцев. Важно, чтобы кроме логопеда, внимание на чистоту звуков, издаваемых ребенком, обращали внимание члены его семьи, являя собой пример безупречного звукопроизношения.

Профилактикой развития дислалии может быть:

  • своевременное ведение в рацион малыша твердой пищи для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  • правильная речь ближайшего окружения ребенка, недопущение взрослыми искажения звуков, «сюсюкания»;
  • развитие мелкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика.

С учетом особенности современной медицины, дислалия отлично поддается коррекции, так что прогноз благоприятный. Все зависит от возраста ребенка, особенности его развития, и, конечно же, самих родителей. Большую роль играет правильность построенной терапии, и устранения дефекта (если таковой имеется).

В сути профилактики положены основы, в которых описана роль родителей в психоэмоциональном развитии ребенка. С взрослением ребенка, нужно больше уделять времени упражнениям направленных на мелкую моторику, речевой аппарат и так далее. И, конечно же, обращать внимание на речь ребенка, чем раньше выявляется дефект речи, тем легче он поддается коррекции.

Самая важная работа начинается в дошкольном возрасте. Ребенка нужно начинать учить различать и воспроизводить звуки именно с 4 до 6 лет. Если же ребенок попадет в школу с дефектами речи, ему будет тяжелее справляться с этой патологией, и чем старше человек, тем и сложнее будет поддаваться лечению эта патология.

Внимательное отношение к речевому развитию ребенка позволит быстро выявить дислалию и своевременно принять меры по устранению данного дефекта. Желательно не позднее достижения ребенком четырехлетнего возраста посетить логопеда с диагностической целью, чтобы до школы успеть провести необходимое коррекционное воздействие.

Источник