Лечение заикания у детей в домашних условиях скобликова
Многие родители часто задают вопрос, что делать, если ребенок заикается, а его стационарное или даже амбулаторное лечение невозможно. Причины называются разные: удаленность от центров оказания специализированной помощи, индивидуальные особенности развития ребенка в семье, беременность и необходимость ухода за грудничком и т.п. Таким образом, лечиться не удается именно в тот ответственный момент, когда лечение своевременно, потому что стаж болезни минимален, и формирование речи окончательно не завершено в патологическом состоянии. Но как лечить ребенка, который в силу возраста с трудом способен воспринимать коррекционный процесс, как естественным образом обучить его лечебному механизму, способному побороть патологическое состояние? Над задачей ранней коррекции заикания специалисты трудились десятилетия. Сказать, что она решена окончательно, наверное, было бы преждевременно, но внедрение «Методики обучения чтению без заикания», построенной на основе разработанного нами логопсихотерапевтического метода лечебной фонетической реконструкции речи позволяет очень близко приблизиться к ее решению.
Лечение заикания, помимо важнейшей для этой болезни борьбы с проблемами раннего воспитания в семье, есть педагогический процесс, при котором логопед обучает ребенка коррекционной методике, способной сломить УПС, создавая более мощное терапевтическое состояние. Если привитие и усвоение методики удалось, то специалист и родители вправе ожидать компенсаторной реакции речевой функции ребенка в виде функциональной стабилизации и нормализации.
Почему лечения заикания дома ранее было малоэффективным? В первую очередь потому, и это естественно, что родители не специалисты. А во вторую потому, что ранее не существовало универсального коррекционного механизма, который можно передать из рук в руки в виде учебного пособия с изложением его алгоритма. Обычно специалисты ограничивались советами общего, зачастую противоречивого характера, предписывали лекарственные средства, советовали дирижирование, шепотную или певческую речь, долговременное молчание, давали другие подобные научно необъяснимые рекомендации. С появлением «Методики обучения заикающихся чтению без заикания» ситуация изменилась, т.к. научить читать способен любой родитель и, если методика обучения содержит лечебный и легко усваиваемый механизм, значит родителями может вестись реальная коррекционная работа по исправлению заикания у собственного дитя.
Каждый ребенок интуитивно понимает, что не сможет обойтись без чтения, т.к. без этого процесса невозможна современная жизнь, нельзя прочитать понравившуюся книжку, недоступна интересная вывеска, и очень хочется взрослеть и быть похожим на тех взрослых, которые так серьезны, изучая газету или журнал. В подавляющем большинстве случаев дети охотно учатся читать, а некоторые даже осваивают эту науку самостоятельно, практически не обращаясь к родителям за помощью. Именно поэтому мы считаем внедрение через обучение чтению, пожалуй, самого эффективного способа исправления заикания — «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи», настоящим прорывом в ранней коррекции заикания.
Обучая ребенка чтению в соответствии с методикой – вы обучаете и его и себя логике и технике лечебной фонетической реконструкции, построенной на алгоритме локализованных (и недоступных для чтения с заиканием) фонетических единиц (См. Метод ЛФРРР). Зададимся вопросом: как лучше — научить читать традиционно по слогам, неминуемо получив заикание в письменной речи – чтении или научить малыша читать, не заикаясь, при этом освоив технику, способную побеждать заикание в обычной спонтанной речи? Для нас ответ очевиден.
Домашнее лечение заикания через обучение чтению особенно эффективно в возрасте от 3,5 до 7 лет. То есть до того момента, пока речевая функция сформирована не полностью. Однако эффективность методики сохраняется на высоком уровне и в младшем школьном возрасте. Но переучивать всегда сложнее, чем изначально верно научить. Хочется особенно подчеркнуть эффективность этой техники в случае заикающегося родителя, при этом нижний возрастной предел начала коррекционной работы с ребенком неограничен. Научившись безопасному чтению, заикающийся взрослый сможет создать ребенку, находящемуся в группе риска, более правильную образцовую и одновременно терапевтическую речевую среду, укрепив стабильность и позитивность собственной речи. Эта профилактическая черта данной техники является наиболее прогрессивной, т.к. на настоящий момент, кроме описываемой, в дефектологии нет ни одной действенной профилактической формы работы в семьях с наследственной предрасположенностью.
Если же вы опоздали с профилактикой, то ребенок, освоив достаточно несложную науку, полностью освобождается от заикания при чтении. Когда родители достаточно настойчивы, и, с нашей помощью, смогут потребовать от ребенка применения реконструктивной формы в обычной речи, заикание в раннем возрасте оказывается побежденным в девяти из десяти случаев.
Сегодня, кроме непосредственно книги с изложением «Методики обучения заикающихся чтению без заикания», содержащей семь этапов для полного освоения «Метода лечебной фонетической реконструкции речи», сотрудничество включает:
— три бесплатные консультации по два аудиторных часа каждая и другую профессиональную поддержку;
— видео-образцы формы эталонного чтения ранее заикавшихся детей, по которым можно легко установить точность выполнения заданий по этапам их прохождения.
Заключаемый по этой программе пользовательский договор подразумевает абсолютную защиту авторского права. Пользователи не могут умышленно или неумышленно распространить или передать полученную по нему информацию третьим лицам.
Для начала сотрудничества необходимо пройти обследование, т.к. вопрос об эффективности самостоятельной работы решается индивидуально для каждого конкретного ребенка или родителя.
Наиболее полная информация о нашей работе содержится в книге С.Б.Скобликовой «ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ «, Вы можете прочитать ее на нашем сайте бесплатно.
В качестве on-line справочника для родителей в открытом доступе опубликована книга С.Б.Скобликовой «ЗАИКАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ», где вы найдете развернутые ответы на 100 обобщенных вопросов, касающихся диагностики, профилактики, лечения, социоадаптации, дошкольного и школьного обучения, поведения и воспитания.
Источник
Лечение заикания у детей и подростков
Метод и книги
© 2004 — 2018 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги
Для того, чтобы полноценно ознакомиться с методом, вам необходимо изучить книгу Светланы
Борисовны Скобликовой «ЗАИКАНИЕ: ЛИЦОМ К ЛИЦУ». ISBN 978-5-411-00063-4(М., РусНеруд,
209 стр., 2010 г.).Вы можете ее прочитать бесплатно на нашем сайте. Книга содержит полное
описание «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи», разработанного и
применяемого автором для лечения заикания в условиях коррекционной семьи. В монографии
описывается история создания метода и концепции коррекционной семьи, а так же рассматриваются
вопросы особенностей воспитания заикающихся детей и их социальной адаптации. В книге
приведены и проанализированы многочисленные примеры из 20-летней практики С.Б. Скобликовой.
Книга адресована широкому кругу читателей: родителям заикающихся детей, студентам, молодым
специалистам, врачам, дефектологам, психологам и всем, кому интересна проблематика
исправления речи при заикании. От автора:
«Заикание — тяжелая болезнь, поражающая не только коммуникативную, но и многие другие сферы
деятельности человека. Этот недуг вызывает сильнейшие эмоциональные последствия. По разным
данным в мире насчитывается до 64-х миллионов заикающихся. Многие специалисты разных стран
пытаются облегчить страдания больных, находя все новые и новые способы лечения. Известны
логопедические, психологические, социореабилитационные, психотерапевтические,
медикаментозные, аппаратные и другие методики, каждая из которых в той или иной степени
достигает результата. Однако панацеи от заикания не найдено. Несмотря на полномасштабные
исследования, генетическая причина происхождения заболевания до сих пор не обнаружена.
Вследствие этого лечение заикания было, есть и остается симптоматическим, а его качество зависит
от логики и эффективности применяемого метода, личности пациента и специалиста, микро- и
макросоциальных сред. Поиск универсального, простого в применении и безопасного способа
помощи пациентам привел автора этой книги к созданию не только самого метода исправления
речи, но и нового, ранее не существовавшего направления в работе с заикающимися детьми и
подростками — концепции лечения заикания в коррекционной семье.
В книге описывается «Метод лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи»,
применяемый в рамках программы «Санаторий «LIiberty» с 1990 года. Книга содержит описание
метода и его применения, статистику эффективности и многочисленные примеры, характеризующие
всю сложность заикания как объекта лечения.
Уважаемый читатель! Мы работали с детьми и подростками, которые жили в нашей семье.
Большинство из них ранее многократно лечилось, некоторым было отказано в специализированной
помощи из-за чрезвычайно тяжелого речевого состояния. На время эти ребята становились нашими
собственными со всеми их проблемами, достоинствами и недостатками. Таким образом, бок о бок с
заикающимися нами прожито в общей сложности более 10 лет. Этот уникальный опыт и лег в основу
настоящей книги».
Быстрый переход к избранным главам:
Заикание в вопросах и ответах
Заикание: лицом к лицу
Книга С.Б.Скобликовой «ЗАИКАНИЕ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ». ISBN 978-5-9902251-1-4 (Мt.,
Gutenberg Press Ltd., 276 стр., 2011 г.). От автора:
«Предлагаемая книга является продолжением нашего произведения «Заикание: лицом к лицу», где
был осуществлен обзор практики по лечению заикания в коррекционной семье Скобликовой
Светланы Борисовны, описана концепция и методы работы. Для наиболее правильного понимания
настоящего труда вам настоятельно необходимо прочитать вышеуказанную монографию. С 1990
года нами проведено более 800 консультаций, вылечено более 150 детей. Обследования отнимают
много времени от коррекционного процесса, но часто вопросы, которые ставят родители, имеют
общий и повторяющийся из раза в раз характер. Очный контакт с пациентом заменить невозможно,
но, тем не менее, написанием этой книги мы стремимся облегчить жизнь родителям заикающегося и
несколько разгрузить самих себя. С этого момента консультации будут проводиться только тем
папам и мамам, которые прочитали «Заикание: лицом к лицу» и «Заикание в вопросах и ответах».
Именно такие родители будут надлежащим образом подготовлены к общению с педагогом и
полностью осведомлены о методах и путях лечения болезни. Подробно проанализировано ровно 100
тем. Они разделены на разделы: «Профилактика и лечение заикания»,«Дошкольное и школьное
обучение заикающегося ребенка», «Воспитание заикающегося ребенка и семейные
взаимоотношения». Отвечая на обобщенные вопросы, мы стремимся не только дать конкретный
совет по каждому случаю, но главное — выработать у родителей разумный подход к заиканию, некое
лечебное мировоззрение. Мы надеемся, что правильный взгляд на недуг, сформированный на
нашем опыте, поможет семьям успешно преодолеть непростую проблему, с которой столкнула их
жизнь».
Книгу можно прочитать на сайте и использовать ее в качестве ON-LINE справочника по заиканию.
Избранные вопросы:
• Насколько позднее грудное вскармливание позволяет избежать заикания и других проблем в речи
• Что такое семейные роли и как они влияют на воспитание ребенка-невротика?
• Наша семья интернациональная. С ребенком говорим на разных языках. Он стал заикаться. Могло
быть двуязычие причиной заикания?
• Везде лечились. Ни один специалист не хочет меня понять как мать. Приходится много спорить с
врачами и логопедами. Почему никто не в состоянии нам помочь?
• Существуют ли особенности дошкольного обучения заикающегося?
• Сын пяти с половиной лет очень привязан ко мне. Без меня речь хуже. Мне что — бросить работу и
сидеть с ним дома? Или нанять няню?
• Моему сыну 4 года. Он постоянно перебирает руками, мнет на себе одежду. Мне кажется, ему
некуда девать руки. Можно ли его успокоить?
• Моей дочери 16 лет, заикание у нее с детства. Сейчас она постоянно просит дорогие подарки,
одежду и косметику от супербрендов. Отказать я ей как отец не могу, но денег уже нет. Как
справиться с этим и не обидеть дочь?
• Иногда я совершенно не могу договориться с ребенком, но чаще мне удается. От чего это
зависит?
• Как выбрать методику лечения?
Книга «ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ СЕМЬЕ«. ISBN 978-5-9902251-3-8 (Мt., Gutenberg
Press Ltd., 2014. — 130 с.). Третья преемственная часть трилогии. В ней рассказывается о
становлении коррекционной семьи как научного направления дефектологии и новой организационной
формы работы с заикающимися детьми и их родителями. Книга кратко рассказывает об истории
дефектологии и месте коррекционной семьи, как новой и отдельной ее ветви — коррекционной
педагогики De intus.
Цитата: «Великий К.Д. Ушинский указывал, что недостаточно основываться только на личном, хотя
бы удачном, опыте воспитательной работы. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается
такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли,
которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от
действительности, факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский (1). Первый опыт лечения
заикания в нашей семье, описанный в книге «Заикание: лицом к лицу», дал мощный толчок к
параллельному и взаимообогащающему развитию теории и практики концепции коррекционной
семьи, а также «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» (2). С
каждым новым, поступающим на лечение воспитанником, шаг за шагом формировалась идеология
коррекционной семьи, развивались применяемые техники, совершенствовалась модель новой
доныне не существовавшей коррекционной работы. В настоящем труде мы постараемся рассказать
об истоках становления концепции, факторах, повлиявших на современный облик нашего детища
как нового направления в работе с заикающимися детьми. Нам очень хотелось помочь ищущему,
заинтересованному читателю познакомиться с нашим новаторством с гуманистической и личностно
ориентированной точки зрения, поэтому мы рассказываем о трудностях жизни в лечебном процессе,
удачах и неудачах, перспективах развития, указываем на многочисленные требования к его
участникам. Родители заикающихся детей найдут в этой книге разъяснение той невидимой,
большей и важнейшей части нашей работы, которая обычно кажется совсем ничем — книжкой,
опубликованной бесплатно в Интернете, разговором по телефону или веселыми картинками.
Специалисты, изучив наш опыт, могут отвергнуть, принять или критиковать тот путь профессионала,
которому мы посвятили жизнь. Самоотверженный, тяжелый, эмоциональный и не всегда
благодарный, но добрый, творческий и свободный путь специализированной помощи страдающим
детям в коррекционной семье».
Труд предназначен, в первую очередь, для специалистов, но может быть полезен тем родителям
заикающихся детей, которые хотят углубленно разобраться в специальном походе к лечению
заикания, как системной болезни психики. Особенно тем, кто не боится знать правду о том, о чем
обычно специалисты умалчивают.
Методика обучения заикающихся чтению без заикания
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
А.С. Пушкин
Методическое пособие Скобликовой Светланы Борисовны «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ЗАИКАЮЩИХСЯ ЧТЕНИЮ БЕЗ ЗАИКАНИЯ». ISBN 978-5-9902251-2-1 (М., 64 стр., 2010 г.) содержит
практическое описание семи этапов обучения заикающегося ребенка свободному чтению.
Описанная технология абсолютно уникальна и ранее нигде не публиковалась. Освоив несложный
навык, заикающийся ребенок в возрасте до 7 лет при настойчивости родителей или педагога может
полностью преодолеть заикание. Цитата:
«Заикание, будучи тяжелым психоречевым недугом, затрагивает многие сферы жизнедеятельности
человека, в конечном счете дезадаптируя его в социальной среде. Наиболее серьезно заикание,
начиная с детского возраста, разрушает коммуникативный процесс, и поэтому его своевременное
лечение — важнейшая составляющая полноценного взросления и правильного разностороннего
формирования личности.
Все существующие на сегодня методы помощи при заикании неспособны решить задачу массового
эффективного применения, как и неспособны предотвратить появление заикания у детей с
наследственной предрасположенностью. Методика обучения заикающихся чтению без заикания
позволяет решить обе эти задачи без каких-либо «титанических» усилий со стороны обучаемого
ребенка, подростка или взрослого, родителей и специалистов — достаточно только овладеть
новыми навыками чтения! Освоив несложную технику чтения без заикания, малыш будет более
уверен в собственных силах при обучении в школе, а общая стабильность его речевого состояния
существенно повысится. В нашей работе с заикающимися детьми известны случаи полной и
окончательной нормализации речи после овладения методикой чтения без заикания (1).
Методика обучения чтению без заикания может быть также полезна взрослым заикающимся,
которые волею судьбы не смогли исправить дефект в детском возрасте, но нуждаются в успешной
речи во время выступлений на конференциях, саммитах, устных экзаменах и везде, где необходимо
чтение вслух.
Научитесь читать по-новому! «
Настоящая книга используется в качестве учебного пособия в программе «Лечимся дома» и
свободно не распространяется.
Лечение заикания в коррекционной семье
Методика обучения заикающихся чтению без заикания
ASDesign
Источник
© 2004 — 2018 г. Все права защищены Скобликова С.Б.
В оформлении сайта использованы фрагменты живописи Эудженио Зампиги
За 30 лет нами разработаны три прикладные научно-исследовательские программы исправления
речи в коррекционной семье: «Санаторий Liberty», «Мать и дитя» и «Дизартрия». Каждая является
сложным терапевтическим комплексом, направленным на: исправление речи и чтения; развитие
дыхания, коммуникации и памяти; стабилизацию эмоционального фона; настройку самоконтроля и
коррекцию поведения; укрепление социальной адаптации. Кроме того, нами используется особая
технология раннего исправления заикания в домашних условиях — индивидуальная программа
коррекции «Лечимся дома», рассчитанная для применения с детьми раннего возраста и
заикающимися родителями. Вся деятельность базируется на активном сотрудничестве
коррекционной семьи с семьей заикающегося.
Терапевтический комплекс исправления заикания включает:
• восстановление речевой функции по Методу лечебной фонетической ритмизированной
реконструкции речи;
• восстановление дыхания с использованием парадоксальной дыхательной гимнастики по
А.Н.Стрельниковой (Видео);
• синхронизацию диафрагмального дыхания с речевой реконструкцией с помощью речедыхательной
гимнастики «Аудиостарт»;
• стабилизацию эмоционального фона через релаксационную аутогенную тренировку (Видео);
• восстановление коммуникативного процесса через функциональные тренинги (диалогический,
игровой и ситуативный);
• речевые занятия (овладение правильной речью, работа над текстами, чтение, пересказ и пр.) с
использованием эффекта рестарт-фактора;
• логопедические занятия по исправлению фонации трудных звуков через образы;
• обучение речевому ритму через логопедическую ритмику с использованием ЛФРРР;
• упражнения по развитию речевой и мелкой моторики;
• перманентный контроль за автоматизацией нового реконструктивного речевого стереотипа с
индивидуальной корректировкой;
• нормализацию поведения и жизнедеятельности через саногенный воспитательный процесс;
• интенсивное интеллектуальное развитие ребенка (см. тест С.Б.Скобликовой «Элементарное
Наш метод не подразумевает повторных или дополнительных курсов. Терапевтический эффект,
достигнутый при лечении, надежно поддерживается самостоятельно и в коррективах специалиста
не нуждается.
По этой программе Ваш ребенок после консультации поступает на лечение в коррекционную семью
без родителей на 28 дней. При этом он проживает в семье специалистов, обладающих
специальными знаниями. Таким образом, лечебный процесс обеспечивается практически все время
бодрствования ребенка. Ни для кого не секрет, что течение такого сложного психоречевого недуга
как заикание сопровождается специфическим поведением заикающегося ребенка. Родители далеко
не всегда в состоянии правильно оценивать ситуацию и зачастую неспособны наладить
необходимое для лечения взаимодействие с ребенком. Кроме того, заикание, произошедшее в
Вашей семейной микросоциальной среде, накрепко связано со стереотипом поведения и
привычками, возникшими на его фоне. Поэтому временная замена этой среды так же на семейную,
но специально подготовленную для коррекции, является основополагающим фактором успеха
лечения. Данная программа предусматривает сугубо индивидуальный подход именно к Вашему
ребенку и перманентно подстраивается под него. Программа «Санаторий Liberty» разработана в 1996
году, до настоящего времени постоянно модифицировалась, и сегодня мы с гордостью можем
сказать, что равных по эффективности она не имеет. Применение логопсихотерапавтического метода
фонетической реконструкции речи и упорный труд специалистов и ребенка позволяют творить
чудеса. Лечащийся ребенок проживает на полном пансионе с пятиразовым питанием в частном
доме в отдельной комнате, оборудованной всем необходимым для занятий и игр. Объем только
индивидуальной работы с ребенком составляет 136 полных часов ( 181 аудиторный ) без учета
времени на пассивный контроль и автоматизацию речевых навыков. Эта работа ведется
круглосуточно.
Максимальную результативность программы определяет наша чрезвычайно эмоциональная
самоотдача, поэтому мы рассматриваем возможность ее применения как исключение, а правилом
является программа «Мать и дитя».
Санаторий Liberty
с 1996 по 2014 гг.
Программа «Мать и дитя» подразумевает исправление заикания с участием и проживанием матери
заикающегося. С самого начала лечения активизируется взаимодействие и сотрудничество трех
сторон: родителя, ребенка и специалиста. Родители проходят полноценный foundation по всем
аспектам заикания и его лечения. Часть коррекционного труда и терапевтического воспитательного
процесса ложится на матерей после овладения ими азами метода » Лечебной фонетической
ритмизированной реконструкции речи». Эта работа ведется в виде лекций (семинаров).
Эффективность коррекционного процесса достигается как высокоэффективным методом, так и
вышеуказанным сотрудничеством. Лечащийся ребенок с членом семьи проживает в небольшом
полностью автономном гостевом павильоне, оборудованном санузлом с душевой кабиной,
холодильником и плитой для приготовления пищи. По данной программе родственник готовит еду
самостоятельно с учетом необходимого для коррекции режима дня и предпочтений Вашего ребенка.
Магазины, где продается все необходимое, расположены совсем недалеко. Проживание ребенка с
родителем совершенно бесплатно и находится на полном и ответственном самообслуживании
родителей. Мы не имеем возможности уделять время какой-либо дополнительной заботе о вашем
проживании. При желании вы можете снять номер с питанием в доме отдыха «Ярополец» МАИ,
находящемся в двух автобусных остановках от нас. Если курс проходит в Европе, то размещением
вы занимаетесь самостоятельно.
Продолжительность программы 28 дней. Объем индивидуальной работы с ребенком составляет 123
полных ( 164 аудиторных ) часа. Основание для начала программы — договор о сотрудничестве в
целях исправления заикания. Поддержка ребенка после курса осуществляется по результатам
качества сотрудничества с родителями и является доброй волей С.Б.Скобликовой.
В 2015 году проведен самый массовый курс в истории Коррекционной семьи на острове Мальта
Мать и дитя
с 2000 г.
Программа предназначена для детей, страдающих стертой формой дизартрии, общим
недоразвитием речи, задержкой речевого развития, задержкой психического развития и т.п. Эта
программа применима к детям, как страдающим, так и не страдающим заиканием. Традиционная
логопедия настроена на долговременную коррекцию дизартрии продолжительностью от одного до
трех лет в условиях логопедической группы детского сада и от одного до десяти лет в условиях
специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Но сегодня такую протяженность
коррекции дизартрии невозможно считать обоснованной и современной. Изобретение нами Метода
лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи позволило в несколько раз сократить
многолетний срок исправления этого заболевания. В наших условиях такая коррекция занимает 4
недели. И в этом нет никаких чудес. Технология восстановительной реконструкции позволяет
сократить и упорядочить нервные импульсы, на которые уходит значительно меньше энергии, чем
при традиционной логопедической технике. Таким образом, сокращается вероятность патогенного
воздействия на речь различных нервный сигнальных искажений, а в боле здоровой среде ребенку
быстрее даются все коррекционные упражнения. В этом и кроется секрет успеха столь высокой
скорости лечения. Если ребенок страдает и дизартрией, и заиканием, и другими нарушениями речи,
сначала ему будет предложена эта программа, а затем программа по исправлению заикания. Тип
пребывания ребенка по этой программе предполагается только с матерью, так как на ее плечи
ложится груз выполнения с ребенком домашних упражнений. Продолжительность коррекции — 28
дней. Объем программы — от 100 часов индивидуальных занятий.
Основание для начала программы — договор о сотрудничестве в целях исправления речи.
Дизартрия с 1996 г.
Лечимся дома
с 2010 г.
Эта коррекционная программа для самостоятельного применения под контролем педагога, поэтому
она в несколько раз дешевле других, но при достаточной настойчивости родителей не менее
эффективна.
Многие родители часто задают вопрос, что делать, если ребенок заикается, а его стационарное или
даже амбулаторное лечение невозможно. Причины называются разные: удаленность от центров
оказания специализированной помощи, индивидуальные особенности развития ребенка в семье,
беременность и необходимость ухода за грудничком и т.п. Таким образом, лечиться не удается
именно в тот ответственный момент, когда лечение своевременно, потому что стаж болезни
минимален, и формирование речи окончательно не завершено в патологическом состоянии. Но как
лечить ребенка, который в силу возраста с трудом способен воспринимать коррекционный процесс,
как естественным образом обучить его лечебному механизму, способному побороть патологическое
состояние? Над задачей ранней коррекции заикания специалисты трудились десятилетия. Сказать,
что она решена окончательно, наверное, было бы преждевременно, но внедрение «Методики
обучения чтению без заикания», построенной на основе разработанного нами
логопсихотерапевтического метода лечебной фонетической реконструкции речи позволяет очень
близко приблизиться к ее решению.
Лечение заикания, помимо важнейшей для этой болезни борьбы с проблемами раннего воспитания
в семье, есть педагогический процесс, при котором логопед обучает ребенка коррекционной
методике, способной сломить УПС, создавая более мощное терапевтическое состояние. Если
привитие и усвоение методики удалось, то специалист и родители вправе ожидать компенсаторной
реакции речевой функции ребенка в виде функциональной стабилизации и нормализации.
Почему лечения заикания дома ранее было малоэффективным? В первую очередь потому, и это
естественно, что родители не специалисты. А во вторую потому, что ранее не существовало
универсального коррекционного механизма, который можно передать из рук в руки в виде учебного
пособия с изложением его алгоритма. Обычно специалисты ограничивались советами общего,
зачастую противоречивого характера, предписывали лекарственные средства, советовали
дирижирование, шепотную или певческую речь, долговременное молчание, давали другие
подобные научно необъяснимые рекомендации. С появлением «Методики обучения заикающихся
чтению без заикания» ситуация изменилась, так как научить читать способен любой родитель и,
если методика обучения содержит лечебный и легко усваиваемый механизм, значит родителями
может вестись реальная коррекционная работа по исправлению заикания у собственного дитя.
Каждый ребенок интуитивно понимает, что не сможет обойтись без чтения, без этого процесса
невозможна современная жизнь, нельзя прочитать понравившуюся книжку, недоступна интересная
вывеска, и очень хочется взрослеть и быть похожим на тех взрослых, которые так серьезны, изучая
газету или журнал. В подавляющем большинстве случаев дети охотно учатся читать, а некоторые
даже осваивают эту науку самостоятельно, практически не обращаясь к родителям за помощью.
Именно поэтому мы считаем внедрение через обучение чтению, пожалуй, самого эффективного
способа исправления заикания — «Метода лечебной фонетической ритмизированной реконструкции
речи», настоящим прорывом в ранней коррекции заикания.
Обучая ребенка чтению в соответствии с методикой, вы обучаете и его и себя логике и технике
лечебной фонетической реконструкции, построенной на алгоритме локализованных (и недоступных
для чтения с заиканием) фонетических единиц (См. Метод ЛФРРР). Зададимся вопросом: как
лучше — научить читать традиционно по слогам, неминуемо получив заикание в письменной речи —
чтении или научить малыша читать, не заикаясь, при этом освоив технику, способную побеждать
заикание в обычной спонтанной речи? Для нас ответ очевиден.
Домашнее лечение заикания через обучение чтению особенно эффективно в возрасте от 3,5 до 7
лет. То есть до того момента, пока речевая функция сформирована не полностью. Однако
эффективность методики сохраняется на высоком уровне и в младшем школьном возрасте. Но
переучивать всегда сложнее, чем изначально верно научить. Хочется особенно подчеркнуть
эффективность этой техники в случае заикающегося родителя, при этом нижний возрастной предел
начала коррекционной работы с ребенком неограничен. Научившись безопасному чтению,
заикающийся взрослый сможет создать ребенку, находящемуся в группе риска, более правильную
образцовую и одновременно терапевтическую речевую среду, укрепив стабильность и позитивность
собственной речи. Эта профилактическая черта данной программы является наиболее
прогрессивной, на настоящий момент, кроме описываемой, в дефектологии нет ни одной
действенной профилактической формы работы в семьях с наследственной предрасположенностью.
Если же вы опоздали с профилактикой, то ребенок, освоив достаточно несложную науку, полностью
освобождается от заикания при чтении. Когда родители достаточно настойчивы, и с нашей помощью
смогут потребовать от ребенка применения реконструктивной формы в обычной речи, заикание в
раннем возрасте оказывается побежденным в девяти из десяти случаев.
Сегодня, кроме непосредственно книги с изложением «Методики обучения заикающихся чтению без
заикания», содержащей семь этапов для полного освоения «Метода лечебной фонетической
реконструкции речи», сотрудничество включает:
— три бесплатные консультации по два аудиторных часа каждая и другую профессиональную
поддержку в течение одного года от начала сотрудничества;
— видео-образцы формы эталонного чтения ранее заикавшихся детей, по которым можно легко
установить точность выполнения заданий по этапам их прохождения;
— анализ ваших видео по каждому этапу освоения (одно видео на этап).
Заключаемый по этой программе пользовательский договор (обязательство о нераспространении)
подразумевает абсолютную защиту авторского права. Пользователи не могут умышленно или
неумышленно распространять или передавать полученную по нему информацию третьим лицам и
использовать полученные знания в профессиональных целях.
Для начала сотрудничества необходимо пройти обследование — вопрос об эффективности
самостоятельной работы решается индивидуально для каждого конкретного ребенка или родителя.
Наиболее полная информация о нашей работе содержится в книге С.Б. Скобликовой «Заикание:
лицом к лицу«, Вы можете прочитать ее на нашем сайте бесплатно. В качестве on- line справочника
для родителей в открытом доступе опубликована книга С.Б.Скобликовой «Заикание в вопросах и
ответах«, где вы найдете развернутые ответы на 100 обобщенных вопросов, касающихся
диагностики, профилактики, лечения, социоадаптации, дошкольного и школьного обучения,
специалистам, так и родителям.
Коррекционная семья как направление, Метод лечебной фонетической реконструкции речи и наша
просветительская издательская деятельность существуют и развиваются исключительно за счет
благотворительных пожертвований. И если вы хотите нам помочь, то можете Внести пожертвование.
Источник