Органическое поражение цнс у детей лечение народными средствами эффективное

Органическое поражение цнс у детей лечение народными средствами эффективное thumbnail

| 30 июля 2016

    Размер шрифта:

  • T
  • T
  • T

Органическое поражение ЦНС у детей, прогноз, симптомы, лечение

Центральная нервная система (ЦНС) человека имеет довольно сложное строение и несет ответственность за выполнение множества самых разных функций. Она начинает закладываться у плода еще задолго до появления на свет – буквально в первые недели в первый триместр беременности. И в ряде случаев развитие центральной нервной системы может нарушаться, что чревато возникновением самых разных проблем. Кроме того поражения такого участка организма могут возникать и после появления малыша на свет. Темой нашего сегодняшнего разговора станет органическое поражение ЦНС у детей, прогноз который дают врачи малышам с таким диагнозом, какие для него характерны симптомы, и как проводится лечение данного нарушения.

При органическом поражении ЦНС происходит необратимая гибель нервных клеточек. Подобное состояние на самом деле является очень распространенным, тщательное обследование позволяет выявить его чуть ли не у 99% пациентов. Однако в большей части случаев его выраженность ничтожно мала. Но при серьезном органическом поражении ЦНС страдает значительное количество нейронов, что приводит к нарушениям в выполнении жизненно важных функций организма.

Как проявляется органическое поражение ЦНС, симптомы его какие?

Проявления органических поражений ЦНС зависят исключительно от выраженности возникших нарушений. В раннем детском возрасте подобные проблемы могут проявляться нарушениями сна, быстрой утомляемостью, плачем, сложностями с приемом пищи (ребенку тяжело сосать), нарушениями безусловных рефлексов и пр.

Физическое развитие ребенка нарушается, что может выражаться в более позднем овладении умениями держать головку, сидеть и ходить. Часто наблюдаются произвольные движения, могут возникать затруднения при попытках самообслуживания, самостоятельного приема пищи и играх. Грубое поражение ЦНС чревато полным нарушением двигательной активности – ребёнок может остаться лежачим на всю жизнь.

Со временем у ребенка могут проявляться и прочие нарушения в деятельности ЦНС. Так доктора часто диагностируют у детей с органическим поражением ЦНС минимальную мозговую дисфункцию: биологическую недостаточность функций нервной системы, которая приводит к некоторым расстройствам поведения и ухудшению обучаемости. При подобном нарушении у ребенка фиксируют задержку и нарушение развития моторики: неловкость движений, нервный тик глаза, склонность к гримасничанью, двигательную расторможенность либо чрезмерную медлительность, нарушения сна, повышенная возбудимость нервной системы и неуправляемость поведенческих реакций.

Минимальная дисфункция в целом поддается коррекции, особенно при благоприятном подходе к обучению, воспитанию и лечению.

Дети с органическим поражением ЦНС чаще всего позже овладевают речью, у них наблюдается бедный словарный запас. В ряде случаев речевые навыки и вовсе отсутствуют, из-за чего малыши могут издавать лишь звуки либо отдельные слова.

Со временем органическое поражение ЦНС приводит к ухудшению успеваемости ребенка в детском саду либо в школе. У него могут наблюдаться проблемы с памятью, интеллектуальная недостаточность (вплоть до дебильности, идиотии либо олигофрении). Также такие дети часто отстают в развитии, у них возникают дефекты восприятия новой информации и мира в целом.

Как корректируется органическое поражение ЦНС, лечение его какое?

К сожалению, погибшие нейроны не поддаются восстановлению. Поэтому терапия органического поражения ЦНС направлена в основном на стимуляцию деятельности тех участков мозга, которые сохранились и могут взять на себя долю утраченных функций.

Так для активизации и улучшения процессов мозгового кровообращения применяют ноотропные лекарства, представленные Оксирацетам, Фенотропил, Семакс и Пирацетам (инструкция, применение каждого препарата перед использованием должны быть изучены!). В ряде случаев доктора могут принимать решение об использовании Ноотропила, Энцефабола и Актовегина.

Для стимуляции сохранившихся зон мозга могут применяться и препараты-гидролизаты пептидов головного мозга, представленные Церебролизином и Церебролизатом.

Чтобы улучшить процессы микроциркуляции могут использовать Трентал и Пентоксифиллин.

Многим маленьким пациентам с органическими поражениями ЦНС показана сосудистая терапия – применение противосудорожных лекарств, психостимуляторов.

Также коррекция таких состояний требует проведения массажей, физиотерапевтического лечения (в том числе и процедур для улучшения мозгового кровообращения). Детям с подобными проблемами необходимы занятия с квалифицированным психологом и дефектологом.

Органическое поражение цнс – прогноз какой?

На самом деле, прогноз для детей с органическим поражением ЦНС напрямую зависит от выраженности нарушений. Если они не критичны, совместные усилия врачей и родителей позволяют достичь практически полного выздоровления. В этом случае у ребенка не наблюдается никаких заметных дефектов, и он может вести полноценную жизнь.

Если же органические поражения ЦНС являются более выраженными, но не критичными, они не представляют опасность для жизни, однако несколько ограничивают трудовую деятельность, а также способность к самообслуживанию.

Что касается серьезных поражений ЦНС, то при них ребенок становится полностью прикованным к постели, неспособным к самообслуживанию и к интеллектуальной деятельности.

Благоприятность прогноза органических поражений ЦНС напрямую зависят от объемов, расположения и функций погибших нервных клеточек. Кроме того важную роль играет фактор, вызвавший подобное нарушение, своевременность постановки диагноза и адекватность терапии.

Дополнительная информация

Малыши с органическими поражениями центральной нервной системы часто страдают от нарушений в деятельности психики. Поэтому многим из них необходимы успокоительные средства, в том числе и на растительной основе. Так отличный эффект дает всем известная валериана (инструкция по применению в разделе «Препараты» на букву «В»). Измельчите сухие корешки данного растения. Одну-две чайных ложечки полученного сырья заварите стаканом кипятка и проварите в течение одной минуты. После настаивайте лекарство в течение получаса. Процеженный настой нужно давать детям по одной чайной ложечке трижды-четырежды на день.

Целесообразность применения средств народной медицины необходимо в обязательном порядке обсудить с лечащим врачом.

Екатерина, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Прочтите еще и добавьте в закладки (Ctrl+D):

  • Почечная недостаточность у мужчин — симптомы и лечение
  • Злокачественные опухоли яичников, симптомы, лечение
  • Заболевания головного мозга человека, симптомы
  • Глюкозо-галактозная мальабсорбция, что это такое, симптомы, лечение
  • Атрезия легочной артерии, типы, у новорожденных прогноз
  • Внутриутробные пороки развития плода, определение (скрининг, анализ), профилактика, причины
  • Формирование нервной системы ребенка
  • Органическое поражение головного мозга — что это такое, причины
  • Aденома гипофиза — симптомы у женщин, лечение, прогноз, народное лечение
  • Кислородное голодание плода при беременности — симптомы, лечение, последствия

Источник

Патология, характеризующаяся гибелью клеток в спинном либо головном мозге – органическое поражение ЦНС. При тяжелом течении заболеваниянервная система человека становится неполноценной, он нуждается в постоянном уходе, поскольку не может обслуживать себя, выполнять трудовые обязанности.

Однако при своевременном выявлении органического расстройства прогноз вполне благоприятен – деятельность пораженных клеток восстанавливается. Успех лечения – это комплексность и полноценность лечения, выполнение всех рекомендаций врача.

Классификация

Органическому поражению ЦНС присуще еще одно название – энцефалопатия. Ее признаки можно выявить у большинства людей после 65–75 лет, а в ряде случаев даже у детей – при токсическом поражении структур головы. В целом специалисты подразделяют патологию на врожденную и приобретенную форму – по времени травматизации и гибели нервных клеток.

органическое поражение цнс классификация

Классификация патологии:

  • По причине появления: травматические, токсические, алкогольные, инфекционные, лучевые, генетические, дисциркуляторные, ишемические.
  • По времени появления: внутриутробные, ранние детские, поздние детские, взрослые.
  • По присутствию осложнений: осложненные, неосложненные.

В случае отсутствия явной причины гибели нервных клеток и сопутствующей этому процессу симптоматики имеет место неясное РОП ЦНС (резидуально-органическое поражение центральной нервной системы). При этом специалисты будут рекомендовать дополнительные методы обследования, чтобы правильно классифицировать болезнь.

Причины РОП у детей

Как правило, органическое поражение ЦНС у детей – это врожденная патология, к которой могут привести острое тяжелое либо слабовыраженное, но продолжительное кислородное голодание участка, формирующееся при внутриутробном развитии мозга. Чрезмерно долгие роды. Преждевременная отслойка плаценты – органа, несущего ответственность за питание малыша внутри матки. Значительное ослабление тонуса матки и последующее кислородное голодание тканей.

органическое поражение цнс у детей

Реже причиной необратимых изменений в нервных клетках плода являются перенесенные женщиной инфекции – к примеру, туберкулез, гонорея, пневмония. Если инфекционные агенты проникли через защитные оболочки матки, то они крайне негативно отражаются на течении беременности, особенно на этапе формирования центральной головной системы.

Кроме того, к появлению резидуально органических поражений мозга у детей могут привести:

  • родовые травмы – при прохождении плода по родовым путям женщины;
  • склонность будущей матери к употреблению табачной, алкогольной продукции;
  • ежедневное вдыхание беременной женщиной токсических веществ – работа на вредных производствах с высокой загазованностью в помещениях, к примеру, на лакокрасочных заводах.

Механизм развития РОП ЦНС у ребёнка можно представить, как искажение информации при делении клеток из-за поломок в цепочке ДНК – структуры мозга формируются неправильно, могут стать нежизнеспособными.

Причины у взрослых людей

В большинстве случаев провоцирующими факторами резидуального поражения специалисты указывают различные внешние причины.

органическое поражение цнс причины

Черепно-мозговые травмы – к примеру, автомобильные аварии, бытовой травматизм. Инфекционные поражения – основные микроорганизмы вирусной природы Коксаки, ЕСНО, а также герпес-вирусы, стафилококки, ВИЧ инфекция. Интоксикации – употребление человеком алкогольных напитков, наркотических средств, табака, или же частые контакты с солями тяжелых металлов, прием отдельных подгрупп медикаментов;

Сосудистые расстройства – к примеру, инсульты ишемического/геморрагического характера, атеросклероз, различные аномалии сосудов мозга. Демиелинизирующие патологии – чаще всего указывают на рассеянный склероз, в основе которого находится разрушение оболочки нервных окончаний. Нейродегенеративные состояния – в основном это синдромы Паркинсона и Альцгеймера, возникновение которых происходит в пожилом возрасте.

Все чаще к органическим поражениям центральной нервной системы приводят новообразования – опухоли. В случае быстрого роста, они давят на соседние участки, травмируя при этом клетки. Итогом и становится органический синдром.

Симптоматика у детей

Признаки поражения у малышей могут наблюдаться уже с первых дней жизни. Такие дети отличаются плаксивостью, раздражительностью, плохим аппетитом и тревожным прерывистым сном. В тяжелых случаях – возможны эпизоды эпилепсии.

На раннем этапе органическое поражение ЦНС выявить затруднительно даже высокопрофессиональному невропатологу, поскольку движения грудничка хаотичны, а интеллект еще недоразвит. Однако при внимательном осмотре и расспросе родителей можно установить:

  • нарушение мышечного тонуса малыша – гипертонус;
  • непроизвольность движений головы, конечностей – интенсивнее, чем должно быть у детей того же возраста;
  • парезы/параличи;
  • нарушение движений глазных яблок;
  • сбои функций органов чувств.

органическое поражение цнс симптомы у детей

Ближе к году об органических поражениях центральной нервной системы будут свидетельствовать симптомы:

  • отставание интеллектуального развития – малыш не следит за игрушками, не говорит, не выполняет обращенные к нему просьбы;
  • выраженная задержка общего физического развития – не держит голову, не координирует движения, не делает попыток ползать, ходить;
  • повышенная утомляемость детей – как физическая, так и интеллектуальная, неусвоение обучающей программы;
  • эмоциональная незрелость, нестабильность – быстрые колебания настроения, углубленность в себя, капризность и плаксивость;
  • различные психопатии – от склонности к аффектам до тяжелых депрессий;
  • инфантилизм личности – повышенная зависимость малыша от родителей, даже в бытовых мелочах.

Своевременное выявление и комплексное лечение поражения ЦНС в детском возрасте позволяет компенсировать негативные проявления и социализировать малыша – он учится и работает со сверстниками почти наравне.

Симптоматика у взрослых

Если резидуальное поражение ЦНС у взрослых обусловлено сосудистыми изменениями, оно будет проявляться постепенно. Окружающие могут замечать за человеком повышенную рассеянность, снижение памяти, интеллектуальных возможностей. По мере усугубления патологического расстройства добавляются новые симптомы и признаки:

органическое поражение цнс симптоматика у взрослых

  • головные боли – продолжительные, интенсивные, в разных участках черепа;
  • нервозность – чрезмерная, необоснованная, внезапная;
  • головокружения – упорные, различной выраженности, не связанные с иными патологиями;
  • скачки внутричерепного давления – иногда до значительных цифр;
  • внимание – рассеянное, плохо поддается контролю;
  • движения – нескоординированные, шаткость походки, страдает мелкая моторика, вплоть до невозможности удерживать ложку, книжку, трость;
  • эпилепсия – приступы от редких и слабых, до частых и тяжелых;
  • настроение – быстро меняется, вплоть до истерических реакций, асоциального поведения.

Резидуально органическое поражение у взрослых чаще носит необратимый характер, поскольку его причинами выступают опухоли, травмы, сосудистые патологии.

Качество жизни у человека снижено – он утрачивает возможность ухаживать за собой, выполнять трудовые обязанности, становится глубоким инвалидом. Чтобы этого не допустить, рекомендуется своевременно обращаться за медицинской помощью.

Диагностика

При проявлениях симптомов органического поражения ЦНС специалист обязательно порекомендует современные методы лабораторной, а также инструментальной диагностики:

  • анализы крови – общий, биохимический, на антитела к инфекциям;
  • томография – исследование мозговых структур посредством множества рентгенографических снимков;
  • УЗИ мозговой ткани, а также сосудов;
  • электроэнцефалография – выявление очага патологической мозговой активности;
  • нейросонография – помогает анализировать проводимость мозговых клеток, выявляет мелкие кровоизлияния в ткани;
  • анализ ликвора – его избыто/недостаток, воспалительные процессы.

органическое поражение цнс диагностика

По индивидуальной необходимости больному потребуется пройти консультации окулиста, эндокринолога, травматолога, инфекциониста.

Только исследовав органическое поражение ЦНС со всех сторон, врач получает возможность составить полноценную схему медикаментозной терапии. Успех в борьбе с негативным состоянием – своевременное и полное установление провоцирующих причин, а также выполнение всех назначенных лечебных мероприятий.

Тактика лечения

Устранение органического поражения ЦНС – непростая задача, которая требует приложения максимальных усилий как со стороны врачей, так и самого больного. Лечение потребует затрат времени и сил, а также финансов, поскольку основной упор приходится на реабилитацию – санаторно-курортные курсы, специализированное обучение, акупунктура, рефлексотерапия.

Только после того, как была установлена основная причина мозгового поражения, ее требуется устранить – восстановить кровообращение, улучшить нервную проводимость импульсов между клетками, убрать опухоль либо тромб.

Подгруппы медикаментов:

  • средства для улучшения местного и общего кровообращения – ноотропы, к примеру, Пирацетам, Фенотропил;
  • лекарства для коррекции психических процессов, подавления извращенных влечений – Фенозепам, Сонопакс;
  • успокоительные препараты – на растительной/синтетической основе.

органическое поражение цнс терапия

Дополнительные процедуры:

  • массаж – коррекция мышечной активности;
  • акупунктура – воздействие на нервные центры;
  • физиотерапевтическое лечение – магнитотерапия, электрофорез, фонофорез;
  • плавание;
  • психотерапевтическое воздействие – занятия с психологом для налаживания связей больного с окружающими людьми, обществом;
  • коррекция речи;
  • специализированное обучение.

органическое поражение цнс лечение

Конечная цель лечебных мероприятий – максимально улучшить состояние человека с органическими поражениями ЦНС, повысить его качество жизни и адаптировать к болезни. Безусловно, основная нагрузка по уходу за подобным больным ложится на плечи его родственников. Поэтому с ними врачи также проводят работу – обучают навыкам введения лекарств, основам гимнастики, психологического поведения.

При должном усердии, а также терпении положительный результат и отдача будут очевидны – проявления резидуальной энцефалопатии будут минимальными, жизнь активной, а самообслуживание максимально возможным для уровня поражения. РОП – вовсе не приговор, а тяжкое испытание, которое можно и нужно преодолеть.

Источник

Äàííûé äèàãíîç ÿâëÿåòñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ. Åñëè áûòü ñòðîãî áåññòðàñòíûì, òî åãî ìîæíî ïîñòàâèòü 9 èç 10 ëþäåé ëþáîãî âîçðàñòà. È ñ âîçðàñòîì ÷èñëî ëþäåé, ó êîòîðûõ èìååòñÿ äàííîå íàðóøåíèå (èëè çàáîëåâàíèå) óâåëè÷èâàåòñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå. Äàæå òå, êòî èìåë êðåïêóþ «çàêâàñêó» è ïðàêòè÷åñêè íè÷åì è íèêîãäà íå áîëåë, â íàñòîÿùåå âðåìÿ îùóùàþò äîñòàòî÷íî îïðåäåëåííûé äèñêîìôîðò, ñâÿçàííûé ñ íåêîòîðûìè èçìåíåíèÿìè ãîëîâíîãî ìîçãà.

Îðãàíè÷åñêîå ïîðàæåíèå ÖÍÑ (öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû) â ñâîåì êëàññè÷åñêîì ñîäåðæàíèè ÿâëÿåòñÿ íåâðîëîãè÷åñêèì äèàãíîçîì, ò.å. íàõîäèòñÿ â êîìïåòåíöèè íåâðîïàòîëîãà. À âîò ñîïóòñòâóþùèå äàííîìó äèàãíîçó ñèìïòîìû è ñèíäðîìû ìîãóò îòíîñèòüñÿ ê ëþáîé äðóãîé ìåäèöèíñêîé ñïåöèàëüíîñòè.

Îçíà÷àåò äàííûé äèàãíîç òî, ÷òî ãîëîâíîé ìîçã ÷åëîâåêà â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè ÿâëÿåòñÿ íåïîëíîöåííûì. Íî, åñëè ëåãêàÿ ñòåïåíü (5-20 %) «îðãàíèêè» (îðãàíè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ ÖÍÑ) ïðèñóùà ïðàêòè÷åñêè âñåì ëþäÿì (98-99 %) è íå òðåáóåò êàêèõ-ëèáî îñîáåííûõ ìåäèöèíñêèõ âìåøàòåëüñòâ, òî óæå ñðåäíÿÿ ñòåïåíü (20-50 %) îðãàíèêè ÿâëÿåòñÿ íå ïðîñòî êîëè÷åñòâåííî èíûì ñîñòîÿíèåì, à êà÷åñòâåííî èíûì (ïðèíöèïèàëüíî áîëåå òÿæåëûì) âèäîì íàðóøåíèÿ äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû.

Áåçóñëîâíî, â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ äàæå ýòà ñòåïåíü íå ÿâëÿåòñÿ ïîâîäîì äëÿ ïàíèêè è òðàãåäèè. È èìåííî ýòà èíòîíàöèÿ è çâó÷èò â ãîëîñå âðà÷åé, êîòîðûå «ñòàâÿò» äàííûé äèàãíîç êîìó-ëèáî èç ïàöèåíòîâ. À ñïîêîéñòâèå è óâåðåííîñòü âðà÷åé òóò æå ïåðåäàþòñÿ ïàöèåíòàì è èõ ðîäíûì, òàêèì îáðàçîì íàñòðàèâàÿ èõ íà áåñïå÷íûé è ëåãêîìûñëåííûé ëàä. Íî ïðè ýòîì çàáûâàåòñÿ ãëàâíûé ïðèíöèï ìåäèöèíû – «ãëàâíîå íå ëå÷èòü áîëåçíü, à ïðåäóïðåäèòü åå». È âîò òóò-òî è îêàçûâàåòñÿ, ÷òî ïðåäóïðåæäåíèå äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ óìåðåííî âûðàæåííîé îðãàíèêè ñîâåðøåííî îòñóòñòâóåò è ïðèâîäèò â äàëüíåéøåì âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ê äîñòàòî÷íî ãðóñòíûì ïîñëåäñòâèÿì. Èíà÷å  ãîâîðÿ,  îðãàíèêà – ýòî  íå  ïîâîä  äëÿ ðàññëàáëåíèÿ, à îñíîâàíèå äëÿ ñåðüåçíîãî îòíîøåíèÿ ê äàííîìó íàðóøåíèþ ðàáîòû ÖÍÑ.

Êàê ïîêàçàëà ïðàêòèêà, âðà÷è, åñëè è íà÷èíàþò áèòü òðåâîãó, òî òîëüêî òîãäà, êîãäà îðãàíèêà óæå äîñòèãëà òÿæåëîé ñòåïåíè (50-70 %) âûðàæåííîñòè è êîãäà âñå ìåäèöèíñêèå óñèëèÿ ìîãóò äàòü ëèøü îòíîñèòåëüíûé è âðåìåííûé ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ îðãàíèêè äåëÿòñÿ íà âðîæäåííûå è ïðèîáðåòåííûå. Ê âðîæäåííûì îòíîñÿòñÿ ñëó÷àè, êîãäà âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè ìàòü áóäóùåãî ðåáåíêà ïåðåíåñëà êàêóþ-ëèáî èíôåêöèþ (ÎÐÇ, ãðèïï, àíãèíà è ò.ä.), ïðèíèìàëà íåêîòîðûå ëåêàðñòâà, àëêîãîëü, êóðèëà. Åäèíàÿ ñèñòåìà êðîâîñíàáæåíèÿ ïðèíåñåò â îðãàíèçì çàðîäûøà ãîðìîíû ñòðåññà â ïåðèîäû ïñèõîëîãè÷åñêîãî íàïðÿæåíèÿ ìàòåðè. Êðîìå ýòîãî, âëèÿþò è ðåçêèå ïåðåïàäû òåìïåðàòóðû è äàâëåíèÿ, âîçäåéñòâèå ðàäèîàêòèâíûõ âåùåñòâ è ðåíòãåíîâñêîãî èçëó÷åíèÿ, òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ, ðàñòâîðåííûõ â âîäå, ñîäåðæàùèõñÿ â âîçäóõå, â ïèùå è ò.ä.

Ñóùåñòâóåò íåñêîëüêî îñîáåííî êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ, êîãäà äàæå íåçíà÷èòåëüíîå âíåøíåå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ìàòåðè ìîæåò ïðèâåñòè ê ãè¬áåëè ïëîäà èëè âûçâàòü ñòîëü ñóùåñòâåííûå èçìåíåíèÿ â ñòðîåíèè îðãàíèçìà (è, â òîì ÷èñëå, ãîëîâíîãî ìîçãà) áóäóùåãî ÷åëîâåêà, ÷òî, âî-ïåðâûõ, íèêàêèìè âìåøàòåëüñòâàìè ìåäèêîâ íå èñïðàâèòü, à âî-âòîðûõ, ýòè èçìåíåíèÿ ìîãóò ïðèâåñòè ê ðàííåé ãèáåëè ðåáåíêà äî 5 — 15-ëåòíåãî âîçðàñòà (è îáû÷íî îá ýòîì ìàòåðè ñîîáùàþò) ëèáî âûçûâàþò èíâàëèäèçàöèþ ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà. È â ñàìîì ëó÷øåì ñëó÷àå ïðèâîäÿò ê âîçíèêíîâåíèþ âûðàæåííîé íåïîëíîöåííîñòè ãîëîâíîãî ìîçãà, êîãäà äàæå ïðè ìàêñèìàëüíîì íàïðÿæåíèè ìîçã ñïîñîáåí ðàáîòàòü ëèøü íà 20-40 ïðîöåíòîâ îò ñâîåé ïîòåíöèàëüíîé ìîùíîñòè. Ïðàêòè÷åñêè âñåãäà ýòèì íàðóøåíèÿì ñîïóòñòâóþò ðàçíîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè äèñãàðìîíèè ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, êîãäà ïðè ñíèæåííîì óìñòâåííîì ïîòåíöèàëå çàîñòðÿþòñÿ äàëåêî íå âñåãäà ïîëîæèòåëüíûå êà÷åñòâà õàðàêòåðà.               
               
  Òîë÷êîì êî âñåìó ïåðå÷èñëåííîìó âî âðåìÿ êðèòè÷åñêèõ ïåðèîäîâ ìîæåò ñëóæèòü òàêæå ïðèåì íåêî¬òîðûõ ëåêàðñòâ, ôèçè÷åñêèå è ýìîöèîíàëüíûå ïåðåãðóçêè è ò.ä. è ò.ï. Íî íà ýòîì «çëîêëþ÷åíèÿ» áóäóùåãî îáëàäàòåëÿ íåðâíî-ïñèõè÷åñêîé ñôåðû òîëüêî íà÷èíàþòñÿ. Èáî â íàñòîÿùåå âðåìÿ òîëüêî îäíà èç äâàäöàòè æåíùèí ðîæàåò áåç êàêèõ-ëèáî îñëîæíåíèé. Äàëåêî íå âñå æåíùèíû, ìÿãêî ãîâîðÿ, ìîãóò ïîõâàñòàòüñÿ, ÷òî ðîæàëè â óñëîâèÿõ âûñîêîé òåõíè÷åñêîé îñíàùåííîñòè, íàëè÷èÿ êâàëèôèöèðîâàííîãî âðà÷à è àêóøåðêè. Ìíîãèå ê ðîäàì íè ïñèõîëîãè÷åñêè, íè ôèçè÷åñêè íå áûëè ãîòîâû. È ýòî ñîçäàåò äîïîëíèòåëüíûå ñëîæíîñòè âî âðåìÿ ðîäîâ.

Àñôèêñèÿ â ðîäàõ (êèñëîðîäíîå ãîëîäàíèå ïëîäà), çàòÿæíûå ðîäû, ðàííÿÿ îòñëîéêà ïëàöåíòû, àòîíèÿ ìàòêè è åùå äåñÿòêè ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí âûçûâàþò ïîðîé íåîáðàòèìûå èçìåíåíèÿ â êëåòêàõ ãîëîâíîãî ìîçãà ïëîäà.

Ïîñëå ðîäîâ òÿæåëûå èíôåêöèè (ñ âûðàæåííûìè ÿâëåíèÿìè èíòîêñèêàöèè, âûñîêîé òåìïåðàòóðîé è ò.ä.) äî 3 ëåò ñïîñîáíû ïîðîäèòü ïðèîáðåòåííûå îðãàíè÷åñêèå èçìåíåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Òðàâìû ãîëîâíîãî ìîçãà ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ èëè áåç íåãî, íî íåîäíîêðàòíûå, îáÿçàòåëüíî âûçîâóò íå òîëüêî íåêîòîðûå îðãàíè÷åñêèå èçìåíåíèÿ, íî ñîçäàäóò ñèòóàöèþ, êîãäà âîçíèêøèå ïàòîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû â ìîçãå áóäóò ñàìè ïî ñåáå äîñòàòî÷íî èíòåíñèâíî ðàçâèâàòüñÿ è ñîçäàâàòü ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå ïî âèäó è ôîðìå íàðóøåíèÿ óìñòâåííîé è ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà (âïëîòü äî áðåäà è ãàëëþöèíàöèé).

Äëèòåëüíûå îáùèå íàðêîçû èëè êîðîòêèå, íî ÷àñòûå ïðè îòñóòñòâèè â ïîñëåäóþùåì äîëæíîé êîððåêöèè òîæå óñèëèâàþò îðãàíèêó.

Äëèòåëüíûé (íåñêîëüêî ìåñÿöåâ) ñàìîñòîÿòåëüíûé (áåç íàçíà÷åíèÿ è ïîñòîÿííîãî êîíòðîëÿ îïûòíîãî ïñèõèàòðà èëè ïñèõîòåðàïåâòà ïðèåì íåêîòîðûõ ïñèõîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ ìîæåò ïðèâåñòè ê íåêîòîðûì îáðàòèìûì èëè íåîáðàòèìûì èçìåíåíèÿì ðàáîòû ãîëîâíîãî ìîçãà.

Ïðèåì íàðêîòèêîâ âûçûâàåò íå òîëüêî ôèçè÷åñêèå èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå, íî è óìñòâåííûå è ïñèõè÷åñêèå, â áóêâàëüíîì ñìûñëå óáèâàÿ ìíîæåñòâî êëåòîê ãîëîâíîãî ìîçãà.

Çëîóïîòðåáëåíèå àëêîãîëåì îáÿçàòåëüíî ñíèæàåò ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè âàæíåéøèõ öåíòðîâ ãîëîâíîãî ìîçãà, òàê êàê ñïèðò ñàì ïî ñåáå ÿâëÿåòñÿ òîêñè÷åñêèì ïðîäóêòîì äëÿ ìîçãà. Òîëüêî î÷åíü ðåäêèå ëþäè, èìåþùèå ïîâûøåííóþ àêòèâíîñòü ïå÷åíî÷íûõ ôåðìåíòîâ ñïîñîáíû ñ ìèíèìàëüíûì âðåäîì ïåðåíîñèòü ïðèåì àëêîãîëÿ. Íî òàêèå ëþäè ðîæäàëèñü áîëüøå ðàíüøå, à òåïåðü ýòî áîëüøàÿ ðåäêîñòü (1-2 íà 1000). Íå ãîâîðÿ óæå î òîì, ÷òî ñàì àëêîãîëü äåéñòâóåò íà ïå÷åíü òîêñè÷åñêè, ñíèæàÿ åå àêòèâíîñòü â öåëîì, òàêèì îáðàçîì óìåíüøàÿ øàíñ äëÿ íåå áûñòðî è ïîëíîöåííî íåéòðàëèçîâàòü ñïèðò â îðãàíèçìå. Ïðè÷åì, ÷åì ðàíüøå íà÷àòî óïîòðåáëåíèå ñïèðòíîãî, òåì òÿæåëåå áóäóò ðåçóëüòàòû ïîäîáíîãî óâëå÷åíèÿ, òàê êàê äî ñîâåðøåííîëåòèÿ îðãàíèçì íàõîäèòñÿ â ñòàäèè ôîðìèðîâàíèÿ ñòàáèëüíîé è óñòîé÷èâîé ðàáîòû ñâîèõ âàæíåéøèõ ôóíêöèé è ïîýòîìó îñîáåííî ÷óâñòâèòåëåí ê ëþáûì îòðèöàòåëüíûì âîçäåéñòâèÿì.

Äèàãíîñòèêà îðãàíèêè äîñòàòî÷íî ïðîñòàÿ. Ïðîôåññèîíàë-ïñèõèàòð óæå ïî ëèöó ðåáåíêà ìîæåò îïðåäåëèòü íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå îðãàíèêè. È, â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ, äàæå ñòåïåíü åå âûðàæåííîñòè. Äðóãîé âîïðîñ, ÷òî âèäîâ íàðóøåíèé â ðàáîòå ãîëîâíîãî ìîçãà ñîòíè, ïðè÷åì îíè íàõîäÿòñÿ â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå â ñîâåðøåííî îñîáîì ñî÷åòàíèè è ñâÿçè ìåæäó ñîáîé.

Ëàáîðàòîðíàÿ äèàãíîñòèêà îñíîâàíà íà ïðîâåäåíèè ñåðèè äîñòàòî÷íî áåçîáèäíûõ äëÿ îðãàíèçìà è èíôîðìàòèâíûõ äëÿ âðà÷à ïðîöåäóð: ÝÝà – ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììû, ÐÝà – ðåîýíöåôàëîãðàììû (èññëåäîâàíèå ñîñóäîâ ìîçãà), ÓÇÄà (Ì-ýõîÝÃ) – óëüòðàçâóêîâàÿ äèàãíîñòèêà ãîëîâíîãî ìîçãà. Äàííûå òðè îáñëåäîâàíèÿ ïîäîáíû ïî ôîðìå ïðîâåäåíèÿ ýëåêòðîêàðäèîãðàììå, òîëüêî ñíèìàþòñÿ ñ ãîëîâû  ÷åëîâåêà. Êîìïüþòåðíàÿ  òîìîãðàôèÿ  ïðè  ñâîåì î÷åíü âïå÷àòëÿþùåì è âûðàçèòåëüíîì íàçâàíèè íà  ñàìîì äåëå ñïîñîáíàÿ âûÿâèòü î÷åíü íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî âèäîâ ïàòîëîãèè ãîëîâíîãî ìîçãà – ýòî îïóõîëü, îáúåìíûé ïðîöåññ, àíåâðèçìà (ïàòîëîãè÷åñêîå ðàñøèðåíèå ñîñóäà ìîçãà), ðàñøèðåíèå îñíîâíûõ öèñòåðí ìîçãà (ïðè ïîâûøåííîì âíóòðè÷åðåïíîì äàâëåíèè). Ñàìîå èíôîðìàòèâíîå èññëåäîâàíèå – ýòî ÝÝÃ.

 ïðåæíèå âðåìåíà (20-30 ëåò íàçàä) íåâðîïàòîëîãè áûëè ñêëîííû îòâå÷àòü ðîäèòåëÿì äåòåé è ïîäðîñòêîâ, ÷òî âûÿâëåííûå èçìåíåíèÿ ìîãóò ñ âîçðàñòîì ïðîéòè ñàìè ïî ñåáå, áåç êàêîãî-ëèáî ñïåöèàëüíîãî ëå÷åíèÿ. Ïî ëè÷íûì íàáëþäåíèÿì àâòîðà çà ïîñëåäíèå 20 ëåò çà áîëüøîé ãðóïïîé ïàöèåíòîâ ñàìîãî ðàçëè÷íîãî âîçðàñòà è ðàçíûìè ïî ñòåïåíè âûðàæåííîñòè è õàðàêòåðó íàðóøåíèÿì â ðàáîòå ãîëîâíîãî ìîçãà ìîæíî ñäåëàòü î÷åíü ÷åòêèé è ïðåäåëüíî êîíêðåòíûé âûâîä, ÷òî ïðàêòè÷åñêè íèêàêèå íàðóøåíèÿ ÖÍÑ ñàìè ïî ñåáå íå èñ÷åçàþò, à ñ âîçðàñòîì íå òîëüêî íå óìåíüøàþòñÿ, à óñèëèâàþòñÿ è êîëè÷åñòâåííî è êà÷åñòâåííî.
À ÷åì ýòî ãðîçèò, — ñïðàøèâàþò ìåíÿ ðîäèòåëè? Ñòîèò ëè âîëíîâàòüñÿ? Ñòîèò è åùå êàê ñòîèò. Íà÷íåì ñ òîãî, ÷òî óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà íàïðÿìóþ çàâèñèò îò ñîñòîÿíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà. Åñëè ìîçã èìååò õîòÿ áû íåêîòîðóþ óùåðáíîñòü, òî ýòî îáÿçàòåëüíî óìåíüøèò èíòåíñèâíîñòü óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â äàëüíåéøåì. Äà è ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå áóäåò èäòè äàëåêî íå ëó÷øèì îáðàçîì. Âîïðîñ â äàííîì ñëó÷àå íå îáÿçàòåëüíî ñòîèò î ïðèíöèïèàëüíîé ïñèõè÷åñêîé íåíîðìàëüíîñòè. Íî çàòðóäíåíèå ïðîöåññîâ ìûøëåíèÿ, çàïîìèíàíèÿ è âñïîìèíàíèÿ, îáåäíåíèå âîîáðàæåíèÿ è ôàíòàçèè ñïîñîáíû ñâåñòè íà íåò óñèëèÿ ñàìîãî òðóäîëþáèâîãî è óñåðäíîãî ðåáåíêà âî âðåìÿ ó÷åáû â øêîëå.

Õàðàêòåð ÷åëîâåêà ôîðìèðóåòñÿ èñêàæåííûì, ñ òîé èëè èíîé ñòåïåíüþ âûðàæåííîñòè îïðåäåëåííîãî âèäà ïñèõîïàòèçàöèè. Îñîáåííî óñèëèâàþòñÿ íåäîñòàòêè. Äà è âñÿ ñòðóêòóðà ëè÷íîñòè ïîëó÷àåòñÿ äåôîðìèðîâàííîé, ÷òî â ïîñëåäóþùåì ïðàêòè÷åñêè áóäåò íåâîçìîæíî êàê-òî ñóùåñòâåííî ïîäêîððåêòèðîâàòü.

Íàëè÷èå äàæå íåáîëüøèõ, íî ìíîãî÷èñëåííûõ èçìåíåíèé ïñèõîëîãèè è ïñèõèêè ðåáåíêà ïðèâîäèò ê ñóùåñòâåííîìó ñíèæåíèþ îðãàíèçîâàííîñòè åãî âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ÿâëåíèé è äåéñòâèé. Ïðîèñõîäèò îáåäíåíèå ýìîöèé è èõ íåêîòîðîå óïëîùåíèå, ÷òî ïðÿìî è êîñâåííî îòðàæàåòñÿ íà ìèìèêå è æåñòèêóëÿöèè ðåáåíêà.

Öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà ðåãóëèðóåò ðàáîòó âñåõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ. È åñëè îíà ðàáîòàåò íåïîëíîöåííî, òî è îñòàëüíûå îðãàíû, ïðè ñàìîé òùàòåëüíîé çàáîòå î êàæäîì èç ïî îòäåëüíîñòè, íå áóäóò ñïîñîáíû â ïðèíöèïå íîðìàëüíî ðàáîòàòü, åñëè èõ ïëîõî ðåãóëèðóåò ìîçã.

Îäíà èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ áîëåçíåé ñîâðåìåííîñòè – âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ (ñì. ñòàòüþ ïî ÂÑÄ â êíèãå «Íåâðîçû») íà ôîíå îðãàíèêè ïðèîáðåòàåò áîëåå òÿæåëîå, ñâîåîáðàçíîå è àòèïè÷íîå òå÷åíèå. È òåì ñàìûì, îíà íå òîëüêî ïðè÷èíÿåò áîëüøå íåïðèÿòíîñòåé, íî è ñàìè ýòè «íåïðèÿòíîñòè» èìåþò áîëåå çëîêà÷åñòâåííûé õàðàêòåð.
Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå îðãàíèçìà èäåò ñ ëþáûìè íàðóøåíèÿìè – ìîæåò áûòü íàðóøåíèå ôèãóðû, ñíèæåíèå òîíóñà ìûøö, óìåíüøåíèå èõ óñòîé÷èâîñòè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì äàæå óìåðåííîé âåëè÷èíû.

Âåðîÿòíîñòü ïîÿâëåíèÿ ïîâûøåííîãî âíóòðè÷åðåïíîãî äàâëåíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ â 2-6 ðàç. Ýòî ïðèâåäåò ê ÷àñòûì ãîëîâíûì áîëÿì è ðàçëè÷íîãî ðîäà íåïðèÿòíûì îùóùåíèÿì â îáëàñòè ãîëîâû, ñíèæàþùèì ïðîèçâîäèòåëüíîñòü óìñòâåííîãî è ôèçè÷åñêîãî òðóäà â 2-4 ðàçà.
Âåðîÿòíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ýíäîêðèííûõ íàðóøåíèé ïîâûøàåòñÿ â 3-4 ðàçà, ÷òî ïðèâîäèò ïðè íåçíà÷èòåëüíûõ äîïîëíèòåëüíûõ ñòðåññîâûõ ôàêòîðàõ ê ñàõàðíîìó äèàáåòó, áðîíõèàëüíîé àñòìå, äèñïðîïîðöèè ïîëîâûõ ãîðìîíîâ ñ ïîñëåäóþùèì íàðóøåíèåì ïîëîâîãî ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà â öåëîì (óâåëè÷åíèå êîëè÷åñòâà ìóæñêèõ ïîëîâûõ ãîðìîíîâ ó äåâî÷åê è æåíñêèõ ãîðìîíîâ — ó ìàëü÷èêîâ).

Ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ îïóõîëè  ãîëîâíîãî  ìîçãà  òîæå óâåëè÷èâàåòñÿ, êàê è ñóäîðîæíîãî ñèíäðîìà (ëîêàëüíûå èëè îáùèå ñóäîðîãè ñ ïîòåðåé ñîçíàíèÿ), ýïèëåïñèè (èíâàëèäíîñòü 2 ãðóïïû), íàðóøåíèÿ ìîçãîâîãî êðîâîîáðàùåíèÿ â çðåëîì âîçðàñòå ïðè íàëè÷èè ãèïåðòîíè÷åñêîé áîëåçíè äàæå ñðåäíåé ñòåïåíè òÿæåñòè (èíñóëüò), äèýíöåôàëüíîãî ñèíäðîìà (ïðèñòóïû áåñïðè÷èííîãî ñòðàõà, ðàçëè÷íûõ âûðàæåííûõ íåïðèÿòíûõ îùóùåíèé â ëþáîé ÷àñòè òåëà, äëÿùèõñÿ îò íåñêîëüêèõ ìèíóò äî íåñêîëüêèõ ÷àñîâ).

Ìîæåò ñî âðåìåíåì ñíèæàòüñÿ ñëóõ è çðåíèå, íàðóøàòüñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ñïîðòèâíîãî, áûòîâîãî, ýñòåòè÷åñêîãî è òåõíè÷åñêîãî õàðàêòåðà, çàòðóäíÿþùàÿ ñîöèàëüíóþ è ïðîôåññèîíàëüíóþ àäàïòàöèþ.

Îðãàíèêà, êàê òàêîâàÿ, ðåçêî óìåíüøàåò ñòåïåíü ñèìïàòè÷íîñòè è ïðèâëåêàòåëüíîñòè, îáàÿíèÿ, êðàñîòû è âíåøíåé âûðàçèòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. È åñëè äëÿ ìàëü÷èêîâ ýòî ìîæåò áûòü îòíîñèòåëüíûì ñòðåññîì, òî äëÿ áîëüøèíñòâà äåâî÷åê ýòî áóäåò äîñòàòî÷íî ìîùíûé ñòðåññ. ×òî, ó÷èòûâàÿ ïîâûøåííóþ æåñòîêîñòü è àãðåññèâíîñòü ñîâðåìåííîé ìîëîäåæè, ìîæåò ñóùåñòâåííî íàðóøèòü îñíîâû áëàãîïîëó÷èÿ æèçíè ïî÷òè ëþáîãî ÷åëîâåêà.

Ïðîèñõîäèò ÷àùå âñåãî è ñíèæåíèå îáùåãî èììóíèòåòà îðãàíèçìà ÷åëîâåêà. ×òî âûðàæàåòñÿ â âîçíèêíîâåíèè ìíîæåñòâà ñàìûõ ðàçëè÷íûõ ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé – àíãèíû, ÎÐÇ, áðîíõèòà, ôàðèíãèòà (âîñïàëåíèÿ çàäíåé ñòåíêè ãëîòêè, ëàðèíãèòà, îòèòà (âîñïàëåíèÿ óõà), ðèíèòà (íàñìîðêà), ïèåëîíåôðèòà (ïî÷êè) è ò.ä. ×òî, â ñâîþ î÷åðåäü ïîëó÷àåò âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ õðîíè÷åñêîå òå÷åíèå è ïðèâîäèò ê ãëîìåðóëîíåôðèòó (ñëîæíîìó è çëîêà÷åñòâåííîìó çàáîëåâàíèþ ïî÷åê), ðåâìàòîèäíîìó ïîëèàðòðèòó, ðåâìàòèçìó, âîçíèêíîâåíèþ ïîðîêà ñåðäå÷íîãî êëàïàíà, è äðóãèì ïðåäåëüíî ñåðüåçíûì çàáîëåâàíèÿì, ïðèâîäÿùèì â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ê èíâàëèäíîñòè èëè ñóùåñòâåííî ñîêðàùàþùèì ïðîäîëæèòåëüíîñòü æèçíè. Íàëè÷èå îðãàíèêè ñïîñîáñòâóåò áîëåå ðàííåìó âîçíèêíîâåíèþ àòåðîñêëåðîçà ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà è áîëåå èíòåíñèâíîìó åãî ðàçâèòèþ (ñåðüåçíûå  óìñòâåííûå  è ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ, íå ïîääàþùèåñÿ èçëå÷åíèþ).

Îðãàíèêà ïðÿìî è êîñâåííî ñïîñîáñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ íåâðîçîâ è äåïðåññèé, àñòåíè÷åñêèõ ñîñòîÿíèé (îáùåé âûðàæåííîé ñëàáîñòè), øèçîôðåíèè (ñíèæàåòñÿ çàùèòíûé ïîðîã äëÿ ñòðåññîâûõ ôàêòîðîâ). Íî ïðè ýòîì ëþáîå íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå íàðóøåíèå èëè çàáîëåâàíèå íà÷èíàåò ïðîòåêàòü àòèïè÷íî, ïàðàäîêñàëüíî, ñî ìíîãèìè ñòðàííîñòÿìè è ñâîåîáðàçíîñòÿìè, çàòðóäíÿÿ êàê èõ äèàãíîñòèêó, òàê è ëå÷åíèå. Ïîòîìó ÷òî èçìåíÿåòñÿ â îïðåäåëåííîé ñòåïåíè (ïðîïîðöèîíàëüíî ñòåïåíè âûðàæåííîñòè îðãàíèêè) ÷óâñòâèòåëüíîñòü îðãàíèçìà ê âîçäåéñòâèþ ïñèõîòðîïíûõ ïðåïàðàòîâ. Îäíà òàáëåòêà ìîæåò âûçûâàòü òàêîé òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò, êàê äâå èëè ÷åòûðå. Èëè ÷åòûðå òàáëåòêè — êàê îäíà. À ïîáî÷íûå ýôôåêòû îò ïðèåìà ëåêàðñòâ ìîãóò áûòü çíà÷èòåëüíî áîëåå ìíîãî÷èñëåííûìè è áîëåå âûðàæåííûìè (à, ñëåäîâàòåëüíî, – áîëåå íåïðèÿòíûìè). Ñâÿçü ìåæäó îòäåëüíûìè ñèìïòîìàìè è ñèíäðîìàìè ñòàíîâèòñÿ íåîáû÷íîé è óìåíüøåíèå èõ ñòåïåíè âûðàæåííîñòè ïðîèñõîäèò òîãäà ïî ñîâåðøåííî íåïðåäñêàçóåìûì ïðàâèëàì è çàêîíàì.

Ñàìè ïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû ñòàíîâÿòñÿ áîëåå óñòîé÷èâûìè ê âëèÿíèþ ëåêàðñòâ. È íåðåäêî âîçíèêàåò ñâîåãî ðîäà çàìêíóòûé êðóã, êîãäà ðåçèñòåíòíûé (óñòîé÷èâûé) ê ëåêàðñòâó ñèíäðîì òðåáóåò íàçíà÷åíèÿ áîëåå âûñîêîé äîçû òîãî èëè èíîãî ïðåïàðàòà. À ïîâûøåííàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü îðãàíèçìà ê äåéñòâèþ ýòîãî ïðåïàðàòà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îãðàíè÷èâàåò âåëè÷èíó äîçû, êîòîðàÿ ìîæåò áûòü íàçíà÷åíà êîíêðåòíîìó ÷åëîâåêó. Âîò è ïðèõîäèòñÿ äîêòîðó íàïðÿãàòü íå òîëüêî ñâîå ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, íî è óñèëåííî ïðèñëóøèâàòüñÿ ê ñâîåé ïðîôåññèîíàëüíîé èíòóèöèè, ÷òîáû ïîíÿòü òî, ÷òî íóæíî äåëàòü â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå â åãî ðàáîòå.

Ëå÷åíèå îðãàíèêè – ýòî îñîáàÿ ñòàòüÿ. Ïîòîìó ÷òî íåêîòîðûå ïðåïàðàòû, êîòîðûå ïîêàçàíû äëÿ ëå÷åíèÿ îäíèõ âèäîâ ïàòîëîãèè ãîëîâíîãî ìîçãà, àáñîëþòíî ïðîòèâîïîêàçàíû ïðè äðóãèõ. Íàïðèìåð, íîîòðîïíûå ïðåïàðàòû óëó÷øàþò äåÿòåëüíîñòü áîëüøèíñòâà öåíòðîâ ìîçãà.       
Íî, åñëè åñòü ïîíèæåííûé ïîðîã ñóäîðîæíîé ãîòîâíîñòè èëè íåêîòîðûå ïñèõè÷åñêèå íàðóøåíèÿ èëè çàáîëåâàíèÿ (ñòðàõ, òðåâîãà, âîçáóæäåíèå è ò.ä.), òî ýòî ãðîçèò âîçíèêíîâåíèåì òàêîãî ñîñòîÿíèÿ (ýïèëåïñèÿ èë ïñèõîç íàïðèìåð), êîòîðîå âî ìíîãî ðàç ñòðàøíåå è òÿæåëåå ÷åì òî, êîòîðîå ìû æåëàåì ïîäêîððåêòè?