В казахстане лечение народными средствами
Буквально вчера закончил работу над серией исторических статей про Казахстан, для небольшого казахстанского сайта. Все кроме этой статьи заказчику понравились и были куплены.
Ну, а коль исследование литературы проведено и текст написан, то пожалуй грех не поделиться интересными фактами о медицине древнего Казахстана, тем более такой инфы на просторах казнета я пока не встречал.
Итак, собственно и сама статья!
У казахской народной медицины богатое прошлое. Исследование дошедших до нас источников показало, что на территории Казахстана, как и в других странах мира, в народе накапливались и культивировались различные медицинские навыки и представления.
Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Так, к примеру, охота и животноводство давали знание строения и функций внутренних органов животных, что способствовало знанию анатомии человека. Казахи знали практически все органы человеческого организма и их функции и для каждого из них в казахской лексике имелось свое обозначение.
Казахские лекари придавали большое значение профилактике и своевременности лечения. Они систематизировали заболевания в две группы: наружные и внутренние. Кроме того, все болезни делили на заразные («жукпалы ауру») и незаразные («кай наукас»).
У казахов есть поговорка: «Сыныктан озгенiн бэрi жугады», что в переводе на русский язык означает «Кроме перелома, все заразно». Названия болезням народные врачеватели давали или по органам, как, например «окпе ауру», т.е. болезни легких, «журек ауру» (болезни сердца), или по симптомам: «кызылша» (корь), или в зависимости от их причины: «суыктан» (от простуды), «ыстыктан» (от жары, перегрева) и т.д. Заметим, что такого рода названий болезней в казахском языке известно более двухсот. Принцип, в соответствии с которым они получили свои названия, полностью соответствует следующему положению великого Ибн-Сины: «Наименования приходят к болезням с различных сторон». Их называют либо по органам — носителям недуга, либо по проявлениям – «падучая», либо по причинам – «болезнь от желчи».
Кстати, в казахской народной медицине есть много общего с методами, применявшимися арабскими и персидскими врачевателями. Это проявилось не только в использовании того или иного лекарственного средства, но и оставило следы в лексике. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» — воздух (араб.), «жан» — душа (перс.), «дэрi» — лекарство (перс.) и т.д.
Ну и, разумеется, лечение заболеваний казахскими врачевателями имело много общего с народной медициной других народов Востока. Однако у народных лекарей имелись также свои, оригинальные, методы и средства профилактики и лечения.
Лекари древнего Казахстана в основе своей были невежественны и их методы имели мало общего с медициной и лекарским делом. Всякого рода лекарей на территории древнего Казахстана была масса: табибы, дазаны, баксы и знахари. В подавляющем большинстве это были самоучки-практики, заимствовавшие отдельные сведения и навыки лечения от родственников или проезжих лекарей.
Также, кроме знахарей всех перечисленных видов лечением больных занимались муллы, которые в своей целительной практике применяли религиозно-магические приемы. Они объясняли причинами болезни гнев аллаха, который населял человеческий организм «злыми духами» и т. д.
Камлание – лечение, проводимое баксы или целителем, сопровождалось, подобно спиритическому сеансу, вызыванием духов предков с помощью музыки, пения, танцев и ритуалов с огнем. Суть всех этих магических ритуалов сводилась к одному: целитель выкрадывал или выторговывал у злых духов отобранную у больного душу. В риатуалах, сопровождаемых музыкой, баксы медитировали под звуки кобыза, но в более позднее время, когда Казахстан уже подвергся исламизации, музыка стала табу и лечение проходило в тишине или под песнопения знахаря.
Использование музыкальных инструментов в лечении объяснялось тем, что на звук мелодии кобыза слетались духи, которые использовались в ритуале. Зачастую баксы входили в транс под воздействием музыки, и якобы отправлялись в другие миры на поиски души больного.
Согласно мнению ряда ученых само слово «баксы» произошло от общетюрского корня «бак/баг», что значит «смотреть, всматдриваться или видеть». Говоря иначе, значение слова «баксы» — «высматривающий душу больного».
Основным действом ритуала лечения, проводимого баксы, являлось «высасывание» духа болезни через щеку, живот или спину больного. В этом видно сходство шаманских ритуалов всех тюркских народов. Чаще всего болезнь «высасывалась» шаманов из плеча, щеки или затылка, при этом часто шаман выплевывал волоски, щепки или нечто похожее на кровь, что якобы являлось злым духом.
Бытовали и более экстремальные виды лечения, такие как лечение туберкулеза, малокровия и болезней суставов при помощи свежеснятой бараньей шкуры, которой больного оборачивали на сутки.
С приходом ислама на территории древнего Казахстан стало практиковаться лечение освященными камнями, амулетами и тумарами, которые привозились из Мекки и Медины.
Еще одним направлением древней казахской медицины было лечение лекарственными растениями, на основе которого сложилась народная казахская медицина.
Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные.
До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, из аира – для лечения хронических поносов, из трелистной вахты – для лечения слабого пищеварения, а также из можжевельника – для лечения задержки мочи.
В основном, в арсенале знахаря были плоды и семена растений, но встречались и корни с корневищами.
Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах Кузьмичевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле — настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха и прочие опасные растения.
Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза.
В лечебных целях казахами использовался кумыс, до сих пор остающийся отличным средством при лечении ряда заболеваний.
———————————————-
От себя хочу добавить: Люди, если у кого-то в закромах есть интересная информация о редких казахских традициях и обычаях или просто интересная информация по истории Казахстана, давайте делиться ею!
PS. Прошу сильно не ругаться за написание слов на казахском языке — шрифтов казахских у меня нет, ибо тексты на нем я не набираю. Если кто напишет в комментах, как правильно пишуться эти слова, да желательно со специфическими буквами, с удовольствем заменю ими соответствующие слова в посте!
Источник
В Казахстане есть центры китайской, тибетской, индийской медицины, но нет центров казахской медицины.
В китайских медицинских вузах уже появились факультеты казахской медицины, в то время как в Казахстане нет даже отдельной кафедры. Но отечественные специалисты по крупицам восстанавливают древние знания предков. Не исключено, что в ближайшем будущем в стране, наряду с центрами китайской, тибетской, индийской медицины, появятся центры казахской медицины.
Мы попросили заведующую кафедрой «Натуропатической медицины» Казахского медицинского университета непрерывного образования, доктора медицинских наук, врача традиционной медицины, президента республиканского общественного объединения «Общество специалистов комплементарной и традиционной народной медицины», специалиста по казахской медицине Коныртаеву Назигуль рассказать о традиционной казахской медицине.
«Сколько существует наш народ, столько же существует и казахская медицина», — отметила Назигуль Нурахметовна и перечислила основные виды казахской медицины:
Травы
Казахский народ хорошо знал травы.
550 лет назад знаменитый казахский травник, лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах.
Он изучил травы во всех регионах казахской земли и лечил многие болезни вплоть до рака пищевода. Его трактаты стали основой открывшихся в Китае в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Алтайском округе факультетов казахской медицины, по его рецептам научно разрабатываются лекарства из трав.
Костоправство
Казахские знахари умели вправлять сломанные кости, помогали при растяжениях, вывихах, переломах и различных заболеваниях опорно-двигательной системы.
Костоправы делали из различных пород деревьев специальные формы для разных переломов и использовали их в качестве шин. В казахской медицине, как и в любой восточной, все что связано с камнями, в том числе гипс, считалось «холодом». При травмах же кровообращение и так нарушается, травмированное место становится «холодным», поэтому
использовались теплые породы деревьев, шерсть животных, яйца.
«Это помогало улучшить циркуляцию крови», — рассказывает эксперт
Массаж
В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них массаж «Узу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушенем циркуляции крови, что приводило к нарушению циркуляции жизненной энергии, и восстанавливали эти процессы.
«Наши деды говорили, что массаж «Узу» древней других восточных методов лечения», — подчеркнула заведующая кафедрой «Натуропатической медицины».
Другой вид массажа — «Ос – ос» (в переводе «Расти – расти») делали детям до одного года, в помощью которого правильно формировалась костно-мышечная система, кровообращение и не было асимметрии в теле. Эта техника массажа с предусматривала использование элементов остеопатии.
Кровопускание
Казахским знахарям была известна и методика кровопускания. Они использовали как инструментальный метод, так и гирудотерапию (пиявки). Практически в каждом уголке Казахстана есть природные источники медицинских пиявок, что и позволило древним лекарям освоить эту технику. Инструментальный метод подразумевает использование определенных инструментов, которыми выпускали кровь из капилляров и небольших вен. Сейчас подобную технику используют в арабских странах, там этот метод называется «Хиджама».
Питание
«Наши деды и бабушки прекрасно знали основы правильного питания», — подчеркивает эксперт.
Традиционная пища казахов — белковая пища животного происхождения. Из-за потребления большого количества мяса зимой происходило окисление организма, нарушался кислотно-щелочной баланс. Однако использование в летнее время кисломолочной продукции (айран, кумыс, шубат, айран коже) помогало организму ощелачиваться и восстановиться. И этот момент учтен в традиционной казахской кухне. Например, традиция пить наурыз-коже весной — явное тому доказательство. Это служило ориентиром перехода от зимы к весне и встречи Нового года.
В холодное время года казахи в основном использовали баранину. В соответствии с восточной медициной, она считается едой огня, дающей человеку тепло.
Для того чтобы выгнать холод из тела, использовали бульоны, баранье мясо, курдюк.
Последний также нашел свое применение в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Козье и верблюжье молоко поднимают иммунитет, а верблюжье еще и выгоняет холод из организма. Свежее кобылье молоко использовали для очистки желудочно-кишечного тракта. Кумыс применяли для лечения дыхательной системы. До сих пор его используют при лечении туберкулеза, полезен он и при дисбактериозе.
Все ради здоровья рода
«Выбирая невесту или жениха, наши предки всегда смотрели на наследственные данные семьи. Если потенциальные родственники здоровы, значит родятся и здоровые дети. Необходимость знать своих родственников до седьмого колена тоже вполне объяснима с медицинской точки зрения. Запрещалось жениться, если жених и невеста приходились друг другу близкими родственниками. Переступивших это правило ждало строгое наказание. Все ради здоровья рода и наследников», — рассказала врач традиционной медицины.
Лечение движением и звуком
В казахской медицине есть и профилактическая гимнастика в виде танца «Жетижорга». К профилактическим методам можно отнести различные состязания. Это укрепляло психологическое, физическое здоровье и объединяло людей.
В каждом ауле были свои шаманы — бахсы.
Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение.
Возрождение казахской медицины
Всемирная организация здравоохранения для поддержки и развития традиционной народной медицины всех народов мира назвала 2014–2023 годы «Развитие и поддержка традиционной народной медицины». Согласно этой поддержки и наша кафедра тоже хочет показать всему миру, что существует традиционная казахская медицина, и она может быть востребована для профилактики и реабилитации болезней, сохранению и продлению жизни пациентов.
Назигуль Нурахметовна сама владеет многими методами традиционной казахской медицины, которые были переданы ей по наследству, и передает эти знания своим ученикам в процессе обучения. Она активно занимается возрождением традиционной казахской медицины у нас в республике.
При этом специалист отмечает, что традиционная казахская медицина не может быть альтернативой официальной, ее можно использовать в профилактической и реабилитационной медицине, где она займет свое достойное место в здравоохранении Республики Казахстан.
Источник
Услуги здравоохранения становятся все более дорогими и все менее доступными. И для кого-то народные целители – баксы или емши – становятся последней инстанцией в борьбе за собственное здоровье, а то и жизнь.
Казахская народная медицина в ближайшие годы может стать хорошим подспорьем в лечении и оздоровлении.
Гадание на бараньей лопатке
В Республиканском центре народной медицины в Алматы работают десятки разных целителей. Большинство народных “терапевтов” обладают высокой энергетикой и природным даром излечения.
То, как многие из них приходят к целительству, похоже на некую матрицу поведения: одни являются потомками баксы, целителей, мулл.
Другие открывают свой дар через другого целителя, который ищет, кому передать умение. Все они говорят: в Казахстане народная медицина существовала веками и тысячелетиями.
И это знание, хоть и не записанное ни в каких книгах, пробивается сквозь толщу лет и находит своих последователей.
Вот, например, Айсулу-апай АМЗЕЕВА лечит с помощью бараньих лопаток.
По причудливому рисунку, появляющемуся перед ее взором после того, как посетитель подержит в руке одну из лопаток, она видит некоторые моменты его судьбы и его болезни.
По словам Айсулу, ее предки тоже были из породы жауырыншы – военных прорицателей.
– Эти люди могли определить, куда надо двигаться кочевью или войску, чтобы не знать потерь, болезней, падежа скота. Многие знали, как нужно вправить кость, какая трава от чего помогает. Умеющий читать по бараньей лопатке знал секреты бытия…
Кость можно вправить одной молитвой…
Куляш-ханым КАБИДЕНКЫЗЫ считается сильным костоправом, она из династии сыныкшы. Но никогда не думала, что пойдет по стопам предков. Всю жизнь – более 30 лет – проработала крановщицей. Несколько лет назад, когда она даже не помышляла о целительстве, ее охватил непонятный недуг: целый месяц ее рвало кровью.
Врачи не могли поставить диагноз и уже предложили ей мысленно проститься с жизнью. Соседка повела ее к знакомому целителю, который сказал: “У тебя дар. Если не начнешь лечить, можешь прощаться с жизнью”.
С тех пор она стала исцелять людей. Берет свой волшебный посох, камчу, чемоданчик с травами и конским жиром и отправляется в дальний путь, туда, где она нужна.
Скольким бесплодным женщинам она помогла забеременеть, скольким вправила сломанные конечности, скольких спасла от непонятных болезней! Лечит она их огнем и солью, водой и конским жиром, камчой, травами и просто руками…
Чтобы стать настоящим целителем, она прошла практику и получила подтверждение квалификации в областной больнице Северо-Казахстанской области.
– Поначалу врачи относились ко мне с недоверием. Направили в отделение эндокринологии, дали пациентов, которых не брал ни один лекарь.
А я стала присматриваться к людям. Одному полковнику, у которого помимо камней в почках развился сахарный диабет, буквально спасла жизнь: он собирался застрелиться, даже приготовил пистолет. Мужчина начинает лечиться от камней – они появляются в другом месте. Принимает лекарства от диабета – чувствует себя хуже.
Начала его лечить, делать пассы руками, использовать камчу, а полковник мрачнее тучи, сердится. Оказалось, он уже который день стал мочиться кровью. Я улыбаюсь и объясняю, что так выходят из почек его камни. Позже на УЗИ выяснилось, что камни у него полностью исчезли…
По словам Куляш-ханым, люди болеют по двум причинам – от простуды и от сглаза. Поэтому любое лечение она чаще всего начинает со снятия порчи. Иногда даже приходится очищать дом больного – настолько бывает сильным заклятие.
По ее словам, людям с подпорченной аурой все время хочется спать. Они ничем не интересуются, ничего не хотят…
– Бывает, что болезнь может прицепиться к человеку через воду, которой омывали покойника. Это страшное заболевание. Вместе с этой водой к человеку переходят будто бы все болезни, все грехи усопшего.
Нельзя также долго держать белье на улице, оставлять его на темное время суток: на границе дня и ночи шайтаны цепляются к вещам и белью.
Кто первым коснется этой вещи, в тело того и входят. Такой человек может стать неуправляемым, начать пить, буянить, совершать неправедные поступки…
Большинство пациентов Куляш запечатлены на фото в небольшом альбомчике до и после лечения.
– Главное в нашем деле – это вера и любовь. Вера в исцеление и любовь к людям. Просите у Аллаха прощения – чаще уже этот шаг приводит к немедленному исцелению…
Каждый пятый – жертва “целителей”
Понятно, что как бы ни ругали официальную медицину, уповать только на народную – не стоит. Тем более что есть уникальные целители, а есть и самозванцы.
Главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Елена БУРОВА за несколько лет работы в консультационном центре “Перспектива” не раз встречалась с жертвами шарлатанов от медицины.
– Почти каждое пятое обращение в наш центр – по поводу псевдоцелительства. Много обращений от граждан, которые попали в организации, предлагающие лечение от наркомании и алкоголизма. Зачастую такие “лечебницы” ведут нелегальную деятельность. Как правило, они заключают договоры с родственниками пациентов, которые даже не имеют представления о методах лечения, хотя и платят немалые деньги – 50–60 тысяч тенге на содержание больного – и оставляют его на 6–8 месяцев. А на деле пациенты попадают в полугодовое заключение, в жуткие условия.
Ни о каком лечении нет и речи. В частности, таким вот “целительством” занимается одна псевдохристианская церковь, которой руководят выходцы из Кореи.
Другой случай – женщина лечилась от бесплодия у одной псевдоцелительницы, которая тянула деньги из пациентки на протяжении 12 лет! В итоге у женщины распалась семья, не говоря уже о материальных потерях в несколько десятков тысяч долларов.
Я думаю, обращение к так называемым знахарям, псевдоцелителям происходит из-за низкой информированности населения, его низкой культуры и отсутствия должной заботы о собственном здоровье.
Не пора ли к психологу?
К сожалению, наши люди за 70 лет жизни в советском периоде привыкли к тому, что за них отвечает государство. Отсюда и желание переложить вину за все происходящее в своей жизни на других.
Например, запустил болезнь – врачи виноваты. А оттуда один шаг до обращения к знахарям и другим альтернативным методам лечения.
Страшно, когда наши люди идут к знахарям лечить рак. У меня были в пациентах родители мальчика, который умер от лейкемии, которую можно было вылечить
Об этом, в частности, говорит Зубайда КЕНЕНБАЕВА, президент психоаналитической ассоциации Казахстана:
– Да, бывают психосоматические заболевания, где человеку нужна поддержка, и если он верит целителю, то получит помощь. Но это не столько помощь целителя, сколько работает собственная вера, внутренняя энергия человека. Наш потенциал порой может вывести нас из некоторых состояний.
Страшно, когда наши люди идут к знахарям лечить рак. У меня были в пациентах родители мальчика, который умер от лейкемии, которую можно было вылечить. Но целитель сказал: приведите ко мне “чистого” ребенка, чтобы ни уколов не принимал, ни лекарств…
Итог – ребенка нет, а родители с тяжким грузом вины вынуждены были обратиться к психотерапевтам.
Или другой случай: человек с психическим заболеванием семь лет ходил к целителям. Ездил в Мекку и Туркестан только потому, что кто-то ему сказал, что ему надо читать намаз, так как в него хочет вселиться аруах. После чего он сможет лечить и предсказывать судьбу…
Если целитель говорит, что “лечит все болезни”, стоит насторожиться. Грамотный целитель никогда не скажет, что нужно отказаться от медицинской помощи. С другой стороны, если вы часто обращаетесь к гадалкам, экстрасенсам и прочим целителям, то стоит задуматься: не пора ли вам и к психологу?
Секрет казахской гимнастики Айкуне
Абай БАЙМАГАМБЕТОВ родом из семьи потомственных целителей-костоправов, имеет звание лучшего целителя России.
Сегодня он обучает людей древнему искусству сыныкшы, развивает уникальную казахскую гимнастику айкуне – способ оздоровления через упражнения, которые задействуют самые глубокие мышцы человека, в обычной жизни почти “спящие”.
Со стороны гимнастика выглядит, возможно, не так эффектно: сидит себе человек, стоит или лежит, напрягая со всей силы мышцы спины. Может, халтурит, а может, старается что есть мочи. Проверить невозможно. Лично мне после второго 20-минутного подхода стало дурно, многих начинает тошнить, покачивать…
Но эффект, говорят, потрясающий – исправляются искривления позвоночника, ног, нарушение зрения.
Гимнастика айкуне рассчитана для детей и взрослых. Вызывают улыбку названия упражнений, взятые из названий казахских родов, – жалаир, аргын, адай.
Гимнастика айкуне рассчитана для детей и взрослых. Вызывают улыбку названия упражнений, взятые из названий казахских родов, – жалаир, аргын, адай
По словам Абая Баймагамбетова, упражнения уже активно используют олимпийский чемпион Илья Ильин, спортсмены из других видов спорта.
Тренеры отмечают, что гимнастика помогает быстрее восстанавливаться после тяжелых нагрузок, делает человека выносливым.
Абай-емши считает, что знания, умения целителей Казахстана могли бы стоять на одной ступени с древними восточными медицинами – Китая, Кореи, других старейших способов излечения человека, если бы казахская народная практика целительства не утратила корней:
– При дворе хана Жанибека в ХV веке был такой ученый и целитель Тлеукабылулы Отейбойдак, проживший до 97 лет. По просьбе хана он обобщил все сокровенные знания казахского народа о болезнях и их излечении в 5000-страничном “Трактате о целительстве”. Однако хан так и не смог познакомиться с этим трудом из-за своей неожиданной кончины.
Книга хранилась у потомков целителя (у него самого детей не было), передавалась из поколения в поколение в единственном экземпляре, переписывалась от руки и свято хранилась в тайне от посторонних глаз.
Когда эта книга была возвращена на родину по прошествии пяти веков, из пяти тысяч страниц, к сожалению, сохранилась лишь одна пятая часть.
Несмотря на это, оставшиеся страницы были изданы отдельной книгой в Урумчи в 1994-м на арабском языке, а в 1996 году – в Казахстане.
Этот труд еще ждет своих исследователей и последователей, которые бы взяли на вооружение древние знания казахов о здоровье и могли бы использовать их в излечении недугов.
Источник