Дизонтогенез поясничного отдела позвоночника что это

Дизонтогенез поясничного отдела позвоночника что это thumbnail

Дуральный мешок является защитной оболочкой спинного мозга, которая расположена вокруг него. И чтобы разобраться, что собой представляет этот элемент человеческого организма, его необходимо рассматривать только неразрывно от строения позвоночника. Как известно, позвоночник — это важнейший и жизненно необходимый орган у человека, имеющий весьма сложную для описания и восприятия структуру. Он включает в себя определенное количество позвонков, соединенных между собой межпозвоночными суставами, и образующий позвоночный столб.

Внутри позвоночного столба располагается спинной мозг в так называемом дуральном мешке. Основное предназначение этого мешка заключается в защите спинного мозга от различного рода воздействий на него, а защитой самого дурального мешка является позвоночник. Именно поэтому этот элемент нельзя рассматривать отдельно от устройства позвоночного столба. Также эта оболочка не единственная в окружении спинного мозга, и отдельно от других его оболочек ее рассматривать нецелесообразно. Хотя все же некоторые особенности строения дурального мешка можно описать.

Строение дурального мешка

Дуральный мешок — что это такое и как он сформирован? Вокруг спинного мозга расположено 3 оболочки в следующей последовательности — твердая, паутинная и мягкая. Твердая и является герметичным дуральным мешком, который заполнен ликвором — жидкостью, резервуаром для спинного мозга. За счет того, что длина спинномозгового канала больше, чем длина спинного мозга, перемещение нервных корешков в ликворе не стеснено. Дуральный мешок можно назвать футляром для всего, что расположено внутри него.

Для лечения суставов наши читатели успешно используют СустаЛайф. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Начинается этот мешок от большого отверстия затылка, а заканчивается в районе 2 или 3 крестцового позвонка. Эта твердая оболочка богата конусовидными выпячиваниями, которые, проникая в отверстия между позвонками, окутывают корешки нервных окончаний. Большое количество фиброзных пучков, направленных на заднюю продольную связку, укрепляют сам мешок. А щелевидное субдуральное пространство, которое начинается от такого же пространства в черепе и заканчивается в области крестца, отделяет эту твердую оболочку от следующей (паутинной) оболочки.

Как видно, описание строения и месторасположения дурального мешка довольно сложное, еще более сложное определение имеют другие оболочки спинного мозга. И отделять их друг от друга невозможно, как, например, большинство органов в организме. Они тесно сплетены между собой. Еще очень важный момент можно выделить, твердая оболочка не имеет нервных окончаний и она не может провоцировать болезненные ощущения. Но из-за того, что она тесно соединяется с другими оболочками, при любом ее смещении может возникать сильная боль, что обычно вызывает ее компресссия.

Килевидная деформация грудной клетки: что это такое и как ее лечить.

Что делать, если болит спина? О простых и эффективных методах лечения можно узнать тут.

Как правильно проводить терапию люмбалгии вертеброгенной?

Патогенез и клиническая картина компресссии

Если рассматривать картинку с изображением позвоночника и дурального мешка, то видно, что любая деформация первого может влиять на состояние второго. Другими словами, такими патологиями позвоночника, как, например, остеохондроз и грыжа межпозвоночного диска, может провоцироваться компресссия дурального мешка. Это именно те заболевания, при которых сдавливается твердая оболочка спинного мозга из-за деформации позвонков и межпозвоночных дисков. Остеохондроз характеризуется дегенеративно-дистрофическим поражением элементов позвоночника. Это заболевание является хроническим, и ему преимущественно подвержены люди, которые:

  • неправильно питаются;
  • имеют избыточный вес;
  • мало двигаются;
  • ведут сидячий образ жизни (офисные профессии);
  • часто испытывают стрессы и злоупотребляют курением;
  • испытывают усиленные спортивные нагрузки;
  • имеют неправильную осанку;
  • носят неудобную или неправильную обувь (тесная, высокий каблук).

В конечном итоге остеохондроз становится причиной возникновения межпозвоночной грыжи, когда происходит смещение межпозвоночных дисков. Это явление чаще всего вызывает компримирование дурального мешка, за счет того, что смещенный диск начинает его сдавливать. Человек в такой ситуации испытывает очень сильные боли, и качество его жизни снижается. Считается, что именно остеохондроз является причиной возникновения межпозвоночных грыж из-за деформации дисков. И хуже всего, то что многие люди не придают значения периодическим несильным болям в спине, когда начинает развиваться остеохондроз.

Как избежать проблем с позвоночником?

За здоровьем позвоночника необходимо следить с самого детства. И основным способом поддержания его благополучия является правильное питание и подвижный образ жизни. Причем, питание должно быть не только без употребления жаренной и копченной пищи, но и с большим содержанием витаминов и минеральных веществ. И это понимание лучше прививать детям с самого раннего возраста. Ведь, если с детства у ребенка развивается неправильная осанка, то в старшем возрасте он будет страдать от остеохондроза, который без особых усилий вылечить просто невозможно. Так часто бывает, что остеохондроз возникает уже в более зрелом возрасте. Особенно у женщин после беременности и родов, когда организм испытывает большую нагрузку на позвоночник до и после рождения ребенка.

В итоге из-за постоянных нагрузок возникает деформация тех или иных элементов позвоночного столба. Для профилактики заболеваний позвоночника необходимо много отдыхать. И в то же время нужно много двигаться, чтобы сохранять баланс. Хорошо хотя бы периодически проходить курсы массажа и умеренно заниматься спортом, чтобы укреплять мышцы не только спины, но и всего тела. Более того, есть определенные правила для сохранения здоровья позвоночника (питание, режим сна и отдыха, физические упражнения разной степени тяжести). Спать лучше на спине, ходить от бедра с ровной спиной и втянутым животом, садиться ровно, не заваливаясь, и, выталкивая тело вперед, вставать. Такие нехитрые советы помогут в борьбе со многими заболеваниями.

Читайте также:  Электрофорез с прозерином на поясничный отдел

Болезнь Бехтерева у женщин: симптомы и лечение

Болезнь Бехтерева — никак не женское заболевание. Тем не менее, у женщин оно тоже встречается и имеет свою специфику.

Болезнь Бехтерева: что это такое у женщин

Хроническое воспаление хрящевых тканей позвоночника (а также суставов), приводящее к сращиванию позвонков между собой и превращению позвоночного столба в единую окостеневшую структуру, называется анкилозирующим спондилоартритом, или же болезнью Бехтерева. Из десяти больных с этим недугом обычно бывает лишь одна женщина и протекает недуг у женщин не так, как у мужчин. Главными особенностями являются:

  • Долгие ремиссии даже если не было лечения;
  • менее интенсивный воспалительный процесс и намного меньше осложнений;
  • начало патологии в районе плечевых суставов, а не в области поясницы, как у мужчин;
  • в большинстве случаев начинает развиваться в период беременности;
  • к обездвиживанию спины и суставов приводит довольно редко;
  • воспалительный процесс в области поясницы у женщин чаще всего односторонний.

В целом, «женское» течение болезни Бехтерева легче, чем «мужское», да и осложнений наблюдается меньше, но терапия все равно необходима. Лечением болезни занимаются вертебрологи, ревматологи и хирурги.

Этот недуг один из самых страшных заболеваний суставов. Если говорить о прогнозе, то его нельзя считать благоприятным. Вы можете узнать причинах развития данной болезни, а также способы лечения.

Существует несколько форм болезни Бехтерева:

  • редкая скандинавская (с поражением мелких суставов);
  • центральная (поражается только позвоночник);
  • ризомелическая (поражаются тазобедренные и плечевые суставы);
  • периферическая (поражает крестец и нижние конечности).

У женщин чаще всего встречается форма ризомелическая, при которой поражаются крупные суставы. Недуг сопровождается полиартритом, тогда как у мужчин на ранних стадиях может быть поражен только один сустав.

Самые симптомы таковы:

  • болезненные ощущения в спине и бедрах, которые наблюдаются, когда женщина пребывает в состоянии покоя;
  • скованность в суставах, которая проходит после ванны или физнагрузки;
  • неприятные ощущения сходят на нет во второй половине дня;
  • боль может быть и в грудном отделе. При этом затрудняется дыхание;

Иногда недуг поражает органы зрения и сосуды. У женщин обычно развивается недостаточность такого органа, как аортальный клапан.

Диагностика

Как проводится диагностика Болезни Бехтерева у женщин? Очень важно отличить болезнь Бехтерева от остеохондроза. Для этого применяются следующие методы диагностики:

  • анализ крови, а именно СОЭ, то есть, скорость оседания эритроцитов. При болезни Бехтерева она повышается до 40-60 миллиметров в час (при норме до 15мм);
  • рентгеновские исследования позвоночника и суставов;
  • МРТ;
  • анализ на антиген HLA-B27 (для максимально точной постановки диагноза).

У женщин, как и у мужчин, основным методом лечения анкилозирующего спондилоартрита является физическая активность. Это может быть лечебная физкультура, аквааэробика, дыхательная гимнастика, йога, упражнения на специальных тренажерах или в сухом бассейне. Гимнастика при Болезни Бехтерева у женщин очень важна. Запрещены только бег, силовой фитнес и статические нагрузки на спину. Среди упражнений лечебной физкультуры обратить внимание следует на упражнения лежа, наклоны и повороты, «кошку», махи ногами и руками из положения лежа и другие упражнения с широкой амплитудой. Упражнения подбирает только вертебролог или терапевт. Массаж при этом заболевании должен проводиться только профессионалом и предельно осторожно.

Во время обострения болезни Бехтерева массаж противопоказан.

Лекарственные средства (как внутренние, так и наружные) тоже помогут войти в ремиссию. Среди лекарств чаще всего назначаются НПВС (Мовалис, Бутадион, Диклофенак) и кортикостероиды (обычно это Преднизолон и Метилпреднизолон). В качестве основного противовоспалительного средства назначен может быть и сульфасалазин. Наружно может применяться димексид в виде компрессов. Также назначаются иммунодепрессанты, цитостатики и средства, снимающие мышечное напряжение.

Среди методов физиотерапии наиболее популярны:

  • криотерапия;
  • лечение грязями;
  • лечебные ванны;
  • парафинотерапия.

Важно при болезни Бехтерева постоянно следить за своей осанкой и спать на твердых поверхностях (подушки не рекомендованы). Все физиотерапевтические процедуры назначает только врач.

Питание после постановки диагноза придется изменить:

  • При анкилозирующем спондилоартрите следует отказаться от продуктов с модифицированными жирами, кофеина, алкоголя.
  • Стоит уменьшить количество быстрых углеводов, будь то картофель, выпечка или сладости.
  • Обязательно нужно есть растительную пищу(около 60-70% от всего рациона) и продукты с содержанием железа.
  • Не менее нужны продукты с антиоксидантными и противовоспалительными свойствами. Это жиры омега-3 (и другие), а также аскорбин и токоферол (сами по себе противовоспалительные и антиоксидантные средства). Включайте в рацион рыбу морскую жирную, зеленый чай, оливковое масло, цитрусовые, зелень, морепродукты.

Прогноз для жизни у женщин

Обычно при этой болезни у женщин прогнозы более оптимистичны, чем у мужчин: возможны ремиссии до 10 лет, а при лечении и более длительные. К полной потере подвижности спины и суставов этот недуг у женщин тоже приводит редко. Тем не менее, лечить эту болезнь все равно нужно.

Также вы можете узнать необходимо ли проверять детей людей, у которых обнаружился этот недуг, а также вы можете узнать какие еще есть симптомы, посмотрев данный видеоролик.

По материалам:sro-rap.ru

А также:

Виды и симптомы межпозвонковой грыжи
Деформирующий спондилез грудного отдела позвоночника
Все о кисте позвоночника

Источник

Возрастная обусловленность дизонтогении

В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго факторапри одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — бо­лее легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воз­действию (Л. С. Выготский, Г. Е.Сухарева, Г. Гельниц). Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной не­зрелости» организма в период до трех лет, а также период пере­стройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачива­ют состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функци­онирование.

Читайте также:  Корсет для спины при грыже поясничного отдела фото

Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее гру­бое недоразвитие психических функций возникает вследствие воз­действия повреждающих вредностей в период интенсивной кле­точной дифференциации структур головного мозга, т. е. на ранних этапах эмбриогенеза, впервой трети беременности.

В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более ус­тойчивую к стойким необратимым отклонениям.

– сомато-вегетативный(от 0 до 3 лет) – на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воз­действие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, та­ких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение темпе­ратуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные рас­стройства;

– психомоторный(4 — 7 лет) – интенсивное формирование кор­ковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположен­ной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (пси­хомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отно­шений в семье, реакций на привыкание к детским образователь­ным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;

– аффективный(7–12 лет) – на любую вредность ребенок реа­гирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативиз­ма, агрессии, невротическими реакциями;

– эмоционально-идеаторный(12–16 лет) – ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакция­ми протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине дизонтогении.

Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную в редкость.

Степень нарушения межфункциональных связей (в частности, межполушарных) и иерархических координации

Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наслед­ственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во време­ни различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором — хрони­ческие соматические заболевания.

Отставание в развитии никогда не носит равномерного харак­тера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей не­устойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с по­врежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. По­этому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения или недоразвития периферических звеньев соответствующего ана­лизатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обус­ловленный депривацией (неупотреблением). При двигательной па­тологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохран­ном состоянии других отделов головного мозга.

При рассмотрении природы речевой патологии принято счи­тать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь спе­цифические речевые корковые зоны, а в целом деятельность моз­говых структур, обеспечивающих неречевые психические функ­ции, остается сохранной.

В то же время при психологическом изучении нарушений пси­хических функций у детей с разными формами локальной и сис­темной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной пе­риодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их кор-ково-подкорковых связей, с другой — характером и интенсивнос­тью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.

Интенсивность и распространенность патологического процесса

Существенным условием выраженности той или иной патоло­гии является интенсивность воздействия. С последним связана и распространенность болезненного процесса, характер сенсорных или интеллектуальных нарушений.

К локальным формам отклоняющегося развития принято от­носить дефекты отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речевой и двигательной сферы. К системным нарушениям разной тяжести относятся интеллектуальные дефекты — умственная от­сталость и задержка психического развития.

Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации1

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биоло­гической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные – имеют характер психического недоразвития и нарушений соци­ального поведения, непосредственно не вытекающих из первич­ного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у сле­пых и др.).

–––––––––––

1 Компенсация (от лат. compensare — возмещать, уравновешивать) — воз­мещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохран­ных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации функ­ций возможно вовлечение новых нервных структур, которые раньше не участво­вали в ее осуществлении.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными на рушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. на правление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической ра­боты или при ее отсутствии, вторично возникшие явления пси­хического недоразвития, а также неадекватные личностные уста­новки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании нега тивного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности.

Читайте также:  Тренажер для поясничного отдела

Отталкиваясь от теории А. Адлера о значении различных «сла­бостей», недугов, дефектов для повышенного развития других функций, Л. С. Выготский сформулировал основные положения методологии и практики стимулирования компенсаторных про­цессов у детей и подростков с различными видами психического дизонтогенеза.

Ключевым понятием теории А. Адлера является понятие «ком­плекса неполноценности», которое формируется у человека, с позиции А. Адлера, благодаря его вечному стремлению к пре восходству и которое обеспечивает в конечном счете преодоле­ние имеющихся проблем в развитии.

А. Адлер называет его «вездесущее человеческое чувство непол­ноценности»: «…противоположность органической недостаточно­сти из желаний, фантазий, снов, т.е. психических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно вывести основ­ной психологический закон о диалектическом превращении орга­нической неполноценности через субъективное чувство неполно­ценности в психические стремления к компенсации и сверхком­пенсации» (Адлер А. Практика и теория индивидуальной психоло­гии. — М.„ 1993. — С. 22).

Компенсация недостаточности или повреждения каких-либо психических функций возможна только непрямым путем (непря­мая или психическая компенсация), т.е. за счет создания «обход­ного пути», включающего либо внутрисистемные перестройки (ис­пользование сохранных компонентов распавшейся функции), либо межсистемные, когда, например, невозможность овладения сле­пыми оптической системой знаков, лежащих в основе письмен­ной речи, компенсируется осязательным каналом, что делает воз­можным развитие письменной речи на основе осязательной азбу­ки (шрифта Брайля).

Именно в создании «обходных путей культурного развития ненормального ребенка» Л. С. Выготский видит «альфу и омегу» лечебной педагогики: «Положительное своеобра­зие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нор­мального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию лично­сти на дефект, компенсацию в процессе развития.

На личностном уровне компенсация выступает в качестве од­ного из защитных механизмов личности1, заключающихся в ин­тенсивном поиске приемлемой замены реальной или мнимой не­состоятельности. Наиболее зрелым защитным механизмом явля­ется сублимация (лат. sublime — наверх, вверх). В результате за­пуска данного механизма происходит переключение энергии с неудовлетворенных желаний (особенно сексуальных и агрессив­ных) на социально одобряемую активность, приносящую удов­летворение.

Основные виды психического дизонтогенеза

Одной из первых научных технологий отклоняющегося разви­тия можно считать классификацию, предложенную Л.С.Выгот­ским (текст 4).

–––––––––––––-

1 Защитные механизмы личности — это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.

Текст 4. Три типа дефекта

«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выпол­няющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви тие ребенка и его воспитание.

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;

дисфункция созревания1связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

–––––––––––––––

1 Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежув точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести),задержанное развитие (задержка психического развития).

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.

– поврежденное развитие (органическая деменция),

– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си­стем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, раз­витие в условиях хронических соматических заболеваний).

– искаженное развитие (ранний детский аутизм),

– дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называе­мыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется со­четание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных си­стем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллек­туального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недо­статками развития». Фактически сейчас все больше можно гово­рить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ре­бенка.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 29-37.

Источник