Эхолалия лечение в домашних условиях

Эхолалия лечение в домашних условиях thumbnail

Развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра и сенсорной алалией, признаки

(40 оценок)

Содержание:

  • Признаки сенсорной алалии и РАС у детей
  • Коррекция эхолалии у ребенка в домашних условиях
  • Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией

Все чаще родители дошкольников сталкиваются с диагнозами «сенсорная алалия» (F80.2) и «расстройство аутистического спектра» (F84.0). Эти нарушения — одни из самых сложных в коррекции. Как признаки сенсорной алалии и РАС могут заметить родители и какая помощь в развитии речи детей в их силах? Рассказывает Надежда Алексеевна Сайфуллина, логопед, магистр в сфере дефектологического образования, ведущий специалист центра речевого развития LOGOLAND.

Каковы причины нарушений речи при сенсорной алалии и РАС? Однозначного ответа про причину возникновения расстройств аутистического спектра нет. Все исследователи отмечают генетическую природу аутизма, однако наследственность наблюдается только в 15% случаев. Тот, кто найдет причины аутизма, получит Нобелевскую премию.

Что же касается сенсорной алалии, ее основные причины — внутриутробные патологии, поражение центральной нервной системы при родах и органические поражения коры головного мозга.

Признаки сенсорной алалии и РАС у детей

Важная особенность детей с сенсорной алалией и РАС — сложность понимания обращенной к ним. Как распознать это свойство развития речи в самом начале?

Сенсорный алалик и ребенок с РАС — вовсе не молчуны. У детей присутствует активная, иногда даже чрезмерно экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям — не понимают сами, что именно говорят.

Что же должно насторожить в речи ребенка с сенсорной алалией и РАС?

  1. Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т.д. Иногда речь может казаться осмысленной — в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  2. Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом нарушения понимания обращенной речи. Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания.
  3. Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные с речью.
  4. Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, ребенку требуется довольно много повторений.

Коррекция эхолалии у ребенка в домашних условиях

Многие родители приходят в отчаяние из-за отсутствия понимания речи ребенком. Как же помочь ему на начальных стадиях развития?

Старайтесь всегда демонстрировать ребенку то, что он проговаривает бессмысленно. Например, он произносит не к месту «Иди спать!». Важно именно в этот момент взять ребенка за руку, подойти к кровати и, откинув одеяло, улечься вместе с ним, проговаривая «Иди спать!».

Или ребенок вдруг произносит невпопад «Ой, упала!» — вы берете в руки любую мягкую игрушку и бросаете перед лицом ребенка на пол со словами «Ой, упала!». Желательно все это продемонстрировать несколько раз, бросая и поднимая игрушку и проговаривая снова и снова этот процесс в точности так, как произнес это ребенок несколько секунд назад.

Важно, чтобы ваша демонстрация всего того, что будет беспорядочно проговаривать ребенок, была мгновенной. Да, это довольно изнурительно, по сто раз в день, а главное — как можно быстрее демонстрировать, показывать все, что ребенок произносит эхолалично.

Но! Это работает! Рано или поздно ребенку просто надоест по несколько раз в день смотреть, как вы проделываете одно и то же действие, «заставляя» его смотреть на это, и проделывать все действия, которые он бессмысленно перечисляет, и ребенок начнет «осекаться», начиная очередную свою фразу-эхолалию. То есть он начнет останавливать сам свое бессмысленное проговаривание, которое снова и снова вовлекает его в проделывание одного и того же действия.

Дети очень любознательны и ненавидят рутину. И понятие того, что каждая проговоренная ими фраза имеет визуальное решение, рано или поздно заставит вашего ребенка говорить только по делу.

Какие занятия нужны ребенку с РАС и сенсорной алалией

Важно помнить, что самостоятельная работа родителя с ребенком не является заменой специализированной логопедической коррекции. При возникновении специфических проявлений, описанных выше, необходимо обратиться к неврологу и логопеду. Невролог проведет необходимый комплекс диагностических исследований, а логопед установит характер речевого нарушения и составит коррекционный маршрут.

В среднем продолжительность логопедической работы с детьми с сенсорной алалией варьируется в пределах 1-2 лет. Коррекционная помощь ребенку с расстройством аутистического спектра продолжается на протяжении всего школьного обучения.

От чего зависит длительность коррекции речевого нарушения? Во-первых, от степени выраженности речевой патологии, во-вторых, от систематики посещения коррекционных занятий и, в третьих, от наличия комплексной помощи специалистов коррекционного профиля. Комплексная помощь, как правило, включает в себя занятия с логопедом, занятия с дефектологом, занятия с психологом и продолжительное наблюдение невролога с отслеживанием динамики устранения речевого нарушения.

Именно вы можете стать проводником своего ребенка в абсолютно новый мир — мир понятных ему инструкций, маминого ласкового слова и доброй отцовской похвалы.

Источник

Развитие речевой функции у ребенка происходит в несколько стадий. Она напрямую связана с психическим и умственным развитием. При различных заболеваниях у малыша наблюдается нарушение речи — эхолалия.

Что это такое?

Заболеванием называют неврологическое нарушение речевой функции, которое характеризуется бесконтрольным повторением услышанных слов и фраз. До 4 лет ребенок учится говорить. Копирование чужой речи – это не аномалия. Малыш практикуется в произношении звуков, осваивая навыки говорения. Родителям кажется, что он воспроизводит услышанное, не думая. Но таким образом ребенок пытается вступить в диалог. Подобное речевое поведение быстро проходит.

Читайте также:  Спазмы шейных мышц лечение в домашних условиях

Причины эхолалии могут быть связаны с органическим поражением головного мозга

Если эхолалия у детей наблюдается в возрасте старше 4 лет — это повод проконсультироваться с узким специалистом. Симптом может указывать на задержку развития, неврологические расстройства.

Врач проведет осмотр и при патологии выставит диагноз.

Причины заболевания

Когда у ребенка есть неврологические, психические расстройства и прочие отклонения, они провоцируют аномалию речи. Выделяют несколько факторов, из-за которых развивается патология. К ним относятся:

  • повреждение лобного отдела головного мозга;
  • генетические заболевания;
  • олигофрения;
  • неврологические расстройства;
  • новообразование в головном мозге;

Выявление причины заболевания – залог выбора правильной терапевтической тактики.

Симптоматика 

Симптом эхолалии — нарушение речевой функции у ребенка

При развитии эхолалии у детей появляются отклонения в речи. Что должно насторожить родителей:

  • Ребенок повторяет слова или фразы, которые услышал из чужой речи.
  • Пытается систематизировать полученную информацию и проговаривает вслух предложения или слова.
  • Ребенок повторяет окончание слова несколько раз.
  • Если малыша громко позвать по имени, он не реагирует на это.
  • Ребенок не поддерживает зрительный контакт со своим собеседником.
  • Он повторяет фразы или слова, которые ассоциируются у него с приятными воспоминаниями.
  • Малыш разговаривает слишком тихо или чересчур громко.

Такие симптомы напрямую связаны с формой расстройства. Если взрослые замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо обратиться к неврологу. Доктор понаблюдает за ним, чтобы своевременно приступить к лечению.

Виды

Неврологи различают несколько форм эхолалии. Заболевание бывает отсроченным и немедленным.

Первый вид:

  • Аутостимуляция: ребенок повторяет фразы, чтобы отвлечься от стресса и справиться с напряжением. Так он получает сильные позитивные эмоции.
  • Выражение своего настроения: малыш произносит слова, которые услышал ранее, но они не связаны с происходящей ситуацией.
  • Подведение заключения: одним словом ребенок пытается обработать и систематизировать поступившую за весь день информацию.

Такой вариант обычно является проявлением аутизма. Но точный диагноз ставит врач.

Если родители замечают один или несколько признаков из перечисленных, следует немедленно обратиться к специалисту. Врач разберется в причинах патологии и подберет лечение.

Немедленный вид характеризуется тем, что ребенок сразу же повторяет фразы, которые услышал от другого человека. На вопрос «Ты хочешь пить?» он отвечает «Ты хочешь пить». Малыш не понимает смысла услышанного, но пытается продемонстрировать свою способность разговаривать и повторять звуки.

Это не считается патологией, если продолжается недолго. В противном случае эхолалия у детей считается проявлением психоневрологической болезни.

Диагностика

Для выявления заболевания родители должны проконсультироваться с неврологом или психологом по поводу симптомов. Дополнительно врачи могут отравить ребенка к логопеду и дефектологу.

При подозрении на эхолалию применяют следующие методы диагностики:

  • Клинические анализы крови и мочи.
  • Генетические анализы.
  • УЗИ головного мозга.
  • Проверка слуха: выполняется для исключения тугоухости.
  • Электроэнцефалография: позволяет оценить электрическую активность мозга.
  • МРТ: выявляет расстройства развития мозга.

После общения врача с ребенком и проведения исследований специалист ответит, есть ли патология. Если заболевание не подтверждается, коррекция речи все равно выполняется.

Как правильно вести себя с ребенком

Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:

  • Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
  • Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
  • Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
  • Проявлять понимание и терпение.
  • Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
  • Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
  • Стараться вникнуть в суть сказанного.
  • Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
  • Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
  • Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.

Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.

Лечение у врача

Эхолалия у детей требует комплексной терапии

Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:

  • Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
  • Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
  • Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
  • Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга. Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.
Читайте также:  Халязион нижнего века лечение у детей в домашних условиях

Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.

Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.

Прогнозы

Обычно заболевание поддается коррекции. Если родители соблюдают все назначения лечащего врача, то чаще всего к 7-летнему возрасту ребенок не отличается от своих сверстников. Прогноз во многом зависит от своевременной диагностики и адекватной терапии. Но при наследственных патологиях, которые проявляются психическими расстройствами или умственной отсталостью, эхолалию невозможно полностью вылечить. Такого малыша возможно научить кое-каким навыкам самообслуживания.

Сложно обстоят дела и с шизофренией. Длительная терапия позволяет довести расстройство до стадии ремиссии и наладить речевую функцию. Но во время обострения проявления шизофрении могут вновь появиться вместе с эхолалией.

Последствия патологии

Если речевое нарушение оставить без внимания, у ребенка появятся проблемы во взрослой жизни. Ему будет трудно общаться в школе, обучаться или налаживать личные отношения.

У малыша будут и другие расстройства:

  • речь развивается с большим опозданием;
  • память, внимание и мышление формируются в недостаточной степени;
  • кроха будет отставать в эмоциональном развитии.

Важно своевременно обратиться с проблемой к специалисту. Врач подберет адекватное лечение и предупредит осложнения.

Некоторые родители замечают, что ребенок бесконтрольно повторяет услышанные слова или предложения. Такое состояние – норма до 3 лет. Но бывают случаи, когда эхолалия становится проявлением серьезных заболеваний.

Чтобы скорректировать нарушение, родители должны вовремя обратиться к врачу. Доктор проводит диагностику, в ходе которой выясняет причину патологии. Он назначает комплексную терапию, включающую медикаментозную поддержку, логопедические занятия и психотерапевтические методики. Родители должны проявить терпение и готовность помочь своему ребенку.

Читайте также: виды нарушения речи у детей дошкольного возраста

Источник

Процесс формирования речи у детей активно происходит первые 3-4 года. В это время малыши нечетко проговаривают звуки и отдельные слова, учатся строить предложения и фразы.

Все это считается нормой, но есть ряд нарушений речевого поведения, которые могут указывать на патологические изменения. К таким нарушениям относится эхолалия.

Что такое эхолалия

Под эхолалией понимают автоматическое, то есть неконтролируемое повторение услышанных слов или их обрывков, отдельных фраз или же целых предложений.

Такое речеподражание больше свойственно детям, и может быть, как физиологическим, так и патологическим. Если нарушение встречается у взрослых, то это однозначно указывает на заболевания ЦНС.

Эхолалия лечение в домашних условиях

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

  • Немедленной;
  • Отсроченной.

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Причины

Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.

Читайте также:  Задержка психоречевого развития у детей лечение в домашних условиях

Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:

  • Аутизм;
  • Энцефалопатия;
  • Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
  • Шизофрения;
  • Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;
  • Синдром Туретта. Заболевание относится также к генетическим обусловленным, проявляет множественными моторными и голосовыми тиками;
  • Новообразования в головном мозге;
  • Олигофрения;
  • Нейроинфекции.

Эхолалия может сочетаться с дисфазией (характеризуется затрудненным произношением слов или их пониманием) и дислексией (сниженная способность к овладению навыками письма и чтения). При таких нарушениях интеллектуальное развитие чаще всего бывает в пределах нормы.

Симптомы

Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.

На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:

  • Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
  • Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
  • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
  • Отсутствие реакции на обращение по имени;
  • Искаженные интонации;
  • Периодические галлюцинации.

У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.

Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.

Последствия эхолалии

К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;

  • Позднее становление речевой функции;
  • Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
  • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

Диагностика

При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет нужно обратиться к детскому неврологу. Опытный врач диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.

Причины патологии определяются после проведения:

  • Электроэнцефалограммы. Обследование выявляет очаги патологического возбуждения в головном мозге;
  • УЗИ-сканирования;
  • МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, а также внутричерепного давления;
  • ДНК-обследования. Необходимо, если имеются подозрения на генетические аномалии.

Консультация и осмотр у отоларинголога позволяет определить есть ли у ребенка тугоухость, так как при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.

Необходимо обследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.

Принципы лечения

Физиологическая эхолалия лечения не требует, но за ребенком нужно наблюдать, это позволит вовремя обратиться к врачу в том случае, если после 4-5 лет проблема не исчезнет.

Лечение патологической эхолалии заключается в терапии основного заболевания. В зависимости от выявленных нарушений детям могут быть прописаны:

  • Ноотропы;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы;
  • Успокаивающие препараты

Медикаменты, их дозировка и продолжительность курса определяются врачом. Медикаментозная терапия должна дополняться занятиями с логопедом или афазиологом, психотерапевтом.

Эхолалия лечение в домашних условиях

Немаловажное значение имеет отношение родителей к ребенку и изменение поведения в семье.

Важными условиями для преодоления речеподражания считаются:

  • Спокойная обстановка. Малыша нужно ограждать от стрессовых ситуаций, общаться в его присутствии со всеми членами семьи и окружающими доброжелательно;
  • Желание к контакту и общению. Детей всегда нужно внимательно выслушивать, предлагать интересные и понятные по возрасту темы для беседы;
  • Использование в разговоре только тех вопросов, на которые малыш можно ответить четко или да, или нет. Другой вариант — озвучивание вопроса, на который ребенок может дать свой вариант ответа. То есть можно спросить – «Кто живет в лесу»? или «Кто умеет мяукать»?;
  • Поощрение ребенка при адекватно выраженных эмоциях;
  • Внимательное выслушивание. Ребенка с эхолалией нельзя прерывать, особенно в грубой форме;
  • Использование в беседе предметов или картинок, указав на которые ребенок сможет точно выразить, что он хочет. Такой подход позволяет избежать истерик и повышает уверенность малыша в своих силах.

Ускорить формирование речевой функции позволяют подвижные и сюжетные игры, сказкотерапия. Дошкольников можно записать на различные кружки, где он, общаясь со сверстниками, сможет найти большее понимание.

Эхолалия лечение в домашних условиях

Эхолалия легко поддается коррекции, если органических поражений мозга нет. Но родителям нужно вовремя обратить внимание на проблему и полностью выполнять все рекомендации врача.

При соблюдении всех выше указанных условий речевое поведение уже к школьному возрасту становится нормальным.

При генетических отклонениях в большинстве случаев определенные речевые дисфункции сохраняются на протяжении всей жизни.

Источник