Лечение дисграфии у школьников в домашних условиях

Лечение дисграфии у школьников в домашних условиях thumbnail

Дисграфия – это нарушение письма. Обнаруживается в первые годы школь­ного обучения, когда осваивается письменная речь. На письменных уроках ребёнок делает постоянные ошибки, хотя изучает правила орфографии. Заболевание связано с расстройством развития высшей нервной системы. У дисграфика хорошие отметки по устным предметам, но тетради пестрят ошибками, пометками красной ручкой. Дисграфия у детей встречается у половины всего количества младшеклассников, в средней школе –- у трети учеников. Статья рассказывает, от чего возникает заболевание. Излагается поэтапность диагностики . Бить ли родителям тревогу, если у школьника появилась дисграфия? Как организовать учебные занятия? Какие существуют формы дисграфических нарушений? Как вылечиться? Статья отвечает на эти вопросы. Даются рекомендации по профилактике заболевания в дошкольном возрасте. Рассказывается о домашних корректирующих упражнениях.

Дисграфия

Причины болезни

У детей

Причины дисграфии у детей:

  • Перинатальные патологии; наследственность; болезни и травмы в младенчестве
  • Обучение иностранным языкам в раннем возрасте; билингвистическая или многоязычная семья
  • Авторитарные методы воспитания
  • Ограничение речевого общения в семье; «сюсюканье», нечёткое произношение слов взрослыми
  • Злоупотребление телевизором
  • Неврологические осложнения; расстройство внимания, памяти; дислексия (нарушение чтения)
  • Переучивание ребёнка-левши
  • Начало школьной учёбы с 6 лет

У взрослых

Дисграфию у взрослых провоцируют следующие причины:

  • Черепно-мозговые травмы
  • Инсульты, опухоли мозга
  • Менингит
  • Нейрохирургические вмешательства
  • Травмы, полученные при родах
  • Перенесённая асфиксия

Как проявляется заболевание

У детей

Основной симптом дисграфии –- много стойких ошибок в письменных работах. Ребёнок ошибочно интерпретирует звуки в сильной позиции букв: например, пишет «прафый» вместо «правый». В коротких словах пропускаются буквы: «дом» пишется как «дм». Слоги меняются местами, добавляются лишние. В записях путаются парные согласные, сходные элементы буквенных символов.

Скорость письма медленная, время уходит на размышления, что и как написать. Другой вариант – быстрая, но безграмотная запись слов. Дисграфикам сложно воспроизвести в тетради то, что написано на доске. Перепутанные буквы в словах возникают из-за невозможности различить звуки на слух. Родителей и учителей должна насторожить повторяемость ошибок, совершаемых при письме.

По врачебным наблюдениям дисграфия диагностируется параллельно с гиперактивностью, неврологическими проблемами.

У взрослых

Страдающий дисграфией взрослый, зная грамматические правила, при письме совершает одни и те же ошибки:

  • смешение элементов схожих букв (ш-ц-щ; п-т-л; ъ-ь);
  • замена похожих по звучанию графем (п-б, к-х);
  • путаница между слитностью и раздельностью слов;
  • хаотичность слогов, пропуск букв;
  • медленная скорость записи, нечёткость почерка.

Нарушения мозговых процессов у больного дисграфией проявляются не только в ошибках письменной речи. Ухудшается мелкая моторика, механизм запоминания. Человек легко отвлекается, с трудом сосредотачивает внимание. Важный факт: накопленный запас знаний не исчезает из памяти, уровень интеллекта остаётся прежним.

Что нужно знать о постановке диагноза

Диагностика дисграфии у детей включает несколько этапов . Точный диагноз ставится после 8 лет, к этому  возрасту младшеклассник овладевает письмом. Вердикт выносится не сразу. Назначается пошаговое исследование. Сначала просматриваются школьные тетради, анализируются письменные навыки. Затем ребёнка осматривают:

  • логопед;
  • психолог;
  • невролог;
  • ЛОР;
  • окулист.

Плохое зрение, слух провоцируют нарушение письма, поэтому нужны консультации офтальмолога, ЛОРа. Невролог исследует состояние нервной си­стемы. Логопед проверяет уровень развития речи, речевую моторику, качество артикуляции. Анали­зируется слоговое, грамматическое построение речи. Врач выясняет, какая рука у ребёнка ведущая. После детального обследования логопед определяет форму дисграфии, назначает лечение.

Дисграфия у взрослых диагностируется похожими методами. Сначала лого­пед изучает письменные тестовые задания пациента, чтобы исключить незнание орфографических правил. Затем исследуются произношение звуков, запас слов, умение воспроизвести услышанное.

Пять видов дисграфии

Какая бывает дисграфия? Врачи определяют пять форм заболевания с раз­ной симптоматикой.

  1. Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение звуков отража­ется на записывании слов. Ребёнок пишет так, как слышит. Логопед назначает коррекцию произношения звуков.
  2. Акустическая дисграфия. Звуки правильно произносятся, но подменяются при записывании другими буквами. Смешиваются парные звонкие и глухие со­гласные: П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; свистящие и шипящие Ж-З, Ш-С, С-Ц. Пута­ются звуки Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. Затруднение возникает в записывании мягких звуков: «лублю», «польивать».
  3. Аграмматическая. Диагностируется общее недоразвитие речи. В тетради слова пишутся вне правил грамматики: не изменяясь по склонениям, без связи между собой, с ошибочными окончаниями. Например: «синий варежка», «яркая солнце». Аграмматическую дисграфию диагностируют с 9 лет, потому что заболе­вание проявляется к этому возрасту.
  4. Оптическая дисграфия – это нарушение пространственного и зрительного восприятия. Школьник не различает похожие элементы в буквах. Поэтому при письме появляются лишние палочки, кружочки, зеркальное отображение, пута­ница заглавных и строчных символов. Например, смешивается начертание сход­ных по строению букв: заглавных Ц-Щ, Р-Ь-Ы, Э-З; строчных п-т, в-д, л-м, и-ш.
  5. Моторная дисграфия. Э та форма дисграфии выявляется чаще, чем осталь­ные . Диагностируется слабость языкового синтеза, анализа. Симптомы мо­торной формы: путается слитное и раздельное написание предлогов, приставок; пропускаются окончания. В словах буквы и целые слоги меняются местами, по­вторяются. Слова не дописываются, добавляются ненужные буквы. Дисграфик не разделяет слово на слоги, предложения – на слова.

Всё можно исправить

Итак, у ребёнка дисграфия. Что делать? Родителям надо понять, что заболе­вание успешно корректируется. Ошибки при письме –- следствие недоразвития устной речи, нарушения пространственного мышления, моторных навыков. Ру­гать дисграфика за ошибки –- неправильная тактика. Нельзя заниматься много­кратным переписыванием классной, домашней работы. Воспитывается отвраще­ние к учёбе, чтению, письму.

Если доктор поставил диагноз, не надо показывать тревожность и беспокой­ство при ребёнке. Он будет ощущать свою неполноценность, это отразится на от­ношениях в детском коллективе. Лучше направить родительское внимание на успехи во время логопедических занятий.

Лечение дисграфии у школьников осложняется прохождением школьной про­граммы. Родители говорят учителю о том, что ученик проходит курс лечения. Диктанты и контрольные работы проверяются совместно учителем и логопедом. Отметки по русскому языку выставляются с учётом постепенной коррекции рече­вых и письменных навыков.

Подробности лечения

Коррекция детской дисграфии –- это совместная работа логопеда, учителя, родителей, пациента. В зависимости от вида заболевания и формы проявления назначается комплекс лечения. Занятия проходят в кабинете врача, но выполнять упражнения нужно и дома. В отдельных случаях врач параллельно с логопедиче­ским лечением назначает курсы физиотерапии, гидротерапии, ЛФК, массажа.

Коррекция акустической дисграфии начинается с развития фонематического слуха. Младшеклассники выполняют письменные и игровые задания: распознава­ние гласных и согласных на слух, отработка произношения мягкости звуков, поиск ошибок в словах. Для проверки усвоенных знаний логопед устраивает диктанты.

Цель коррекции оптической дисграфии –- тренировка зрительной памяти. Упражнения формируют навык начертания букв. Родители покупают для ребёнка ручки, карандаши с негладкими, неровными корпусами. Массаж подушечек пальцев стимулирует работу мозговых центров.

Лечение дисграфии у взрослых проводится в виде комплекса логопедических методик и успокоительной терапии. Врач учитывает форму и причину заболева­ния. Во время лечения пациент исправляет дефекты произношения, развивает связную речь, слуховую память. Занятия тренируют способности к аналитике, расширяют словарный запас. Письменные упражнения закрепляют навыки пра­вильной записи букв. Дополнительно пациенту назначается массаж, медикамен­ты, физиотерапия, курс ЛФК.

Читайте также:  Лечение связок на ногах в домашних условиях

Домашние занятия

Заболевание не лечится быстро, на коррекцию нарушений письма уходят месяцы занятий. Лечение дисграфии у школьников эффективно, если заниматься дома, параллельно с посещением врача. Рабочее место ребёнка освещают так, чтобы было комфортно глазам. В занятиях важен положительный настрой. Ребёнка мотивируют похвалой за успехи. Логопеды составили ежеднев­ные ком­плексы упражнений для лечения дисграфии в домашних условиях.

Прописи тренируют письменный навык. Младшеклассник заполняет стра­ницы, стараясь, чтобы каждая буква занимала свою клеточку. Если неинтересно писать в прописях, приобретают тетрадь в клетку. Удобно пользоваться гелевой ручкой, так ребёнку легче замечать различия в буквенных символах.

Упражнение «Корректурная правка» проводится в течение 5 минут. Роди­тели берут книгу с незнакомым ребёнку содержанием, средним размером шрифта. Задача: подчеркивать буквы на странице. Например, сначала А, потом О. Через несколько дней подчёркивают согласные. Далее надо искать две буквы : одна подчёркивается, вторая обводится. Упражнение концентрирует внимание на по­иске заданных буквенных признаков.

Упражнение «Пишем вслух» развивает фонематический слух. Ребёнок учится записывать звуки нужными буквами. Метод прост: то, что пишется, проговарива­ется вслух, буква за буквой. Внимание уделяется неясно звучащим зву­кам, окончаниям слов. Упражнение тренирует последовательность записи буквен­ных символов, вырабатывает привычку дописывать конечные буквы слов.

Внимательность и уверенность письма оттачивает упражнение «Пропущен­ные буквы». Взрослый подготавливает два текста. В первом пропускаются буквы, второй содержит полный текст. Ребёнку надо дописать недостающие символы, сверяясь с текстом-подсказкой.

Задания с лабиринтами есть в детских журналах, на развивающих сайтах. Ведение безотрывной линии тренирует моторику движений рук, предплечья. Лист с лабиринтом неподвижно лежит на столе, перемещается только рука с ручкой.

Диктанты для коррекции дисграфии логопеды рекомендуют писать каждый день по следующим правилам:

  • Тексту из 150 слов уделяется не менее часа
  • Сначала – чтение вслух с совместным разбором орфограмм, проговарива­нием правил
  • Предложение перед записыванием читается вслух три-четыре раза
  • Ребёнок определяет, где ставятся запятые; объясняет постановку знаков
  • Предложение диктуют по частям
  • Каждое слово проговаривается, затем записывается
  • Взрослый не исправляет ошибки красной ручкой, пользуется карандашом

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

Источник

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям.

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте также:  Тазобедренный сустав лечение в домашних условиях мазь

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Лечение дисграфии.

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии — что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме — это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

Советы родителям детей, страдающих дисграфией

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлять ребенка переписывать по несколько раз домашние задания, в которых он допустил ошибки. Ребенок станет неуверенным в своих силах и от этого станет допускать еще больше ошибок.
  3. Даже за минимальный успех ребенка нужно хвалить и поощрять. Кричать на него и унижать нельзя ни в коем случае.

Как помочь ребенку, страдающему дисграфией, научиться писать?

Коррекция дисграфии происходит следующим образом. Вам понадобится тетради в клеточку и ручка, покрытая пупырышками или ребрышками (для массажа подушечек пальцев). Форма корпуса пишущей ручки должна быть по возможности трехгранной. Чернила в ручке разноцветными, можно с блестками, чтобы ребенку нравилось ими писать. Можно писать с помощью перьевых ручек, чтобы дети тренировали силу нажима и правильно держали ручку в руке.

Читайте также:  Воспаление десны около зуба мудрости лечение в домашних условиях

Каждый день нужно переписывать в тетрадь небольшой отрывок любого художественного произведения. В одной клеточке – одна буква, причем буква должна полностью занимать клеточку. Ребенок должен хотеть заниматься. Если криком или ремнем заставлять его, это принесет результата. Нельзя допускать того, чтобы ребенок уставал, был недоволен собой.

Дидактические упражнения для коррекции дисграфии.

В настоящее время среди учеников начальных классов имеется большой процент детей, страдающих от различных нарушений письменной речи и чтения. Многие родители не обращают внимания на ошибки своего чада и пускают ситуацию на самотек, думая, что со временем все наладится, но такие проблемы у ребенка могут появиться из-за мозговых нарушений, которые нужно обязательно корректировать. Заболевание дисграфия у младших школьников хорошо поддается коррекции при правильном выполнении упражнений.

Данное заболевание обычно проявляется у учеников младшего возраста, наблюдаются следующие признаки нарушения письма: искажение слов, неправильная вставка звуков и их замена по созвучию, неправильный порядок слов в предложении при аграмматической дисграфии. Симптомы недуга возникают из-за не сформированных психических функций мозга, то есть ребенок может знать и понимать все правила русского языка, но допускать нелепые ошибки при письме.

Это заболевание нельзя игнорировать, так как последствия бывают очень серьезными, и остаются на всю жизнь: появляются комплексы перед сверстниками, вследствие чего формируется слабая личность с кучей психологических проблем.

Как помогают упражнения при дисграфии

Дислексия и дисграфия очень схожи по этимологии и проявлениям, поэтому коррекция и упражнения для них могут подбираться одинаковые. Такие специфические расстройства у детей проявляются в нарушениях использования графики, знаков, букв и других фигур на бумаге.

Обычно симптомы дисграфии начинают настораживать родителей в конце 2го, в начале 3го класса, когда, по норме образования, у ребенка уже должен быть полностью сформирован навык письма. Иногда проявление болезни воспринимается за лень и нежелание обучаться, такой подход загоняет в угол, и навыки начинают еще сильнее ухудшаться из-за давления родителей.

Дисграфия у детей младшего школьного возраста чаще встречается у мальчиков, упражнения с логопедом и дома помогут скорректировать проблему.

В программе коррекции существует два подхода:

  1. Первый поднимает базовые навыки восприятия пространства: координация движений и т. д. Сюда входит система упражнений, которая помогает восстановиться координации мышц всего тела, что помогает приобрести способность правильно двигаться.
  2. Второй восстанавливает функцию письма, помогает ребенку понять пространственную организацию письменного текста.

Логопеды работают с помощью целой системы упражнений, которые помогают добиться четкой артикуляции, силы голоса, установления темпа речи, развивают мелкую моторику пальцев, что помогает устранить дисграфические ошибки при письме. Дидактические упражнения для коррекции дисграфии развивают память, внимание, мышление, помогают наладить речь и письмо, поднимают настрой ребенка на успешное обучение.

Важно! Логопедические упражнения могут быть хорошей профилактикой подобных нарушений, если начать их в дошкольном возрасте. Можно водить малыша в логопедические группы детских садов или на индивидуальные занятия.

Цели и результаты тренировок

При комплексном подходе к коррекции заболевание можно вылечить с хорошим темпом и прогнозами на будущее обучение. В некоторых случаях упражнения при оптической дисграфии придется выполнять длительное время, несколько месяцев, а в худшем варианте – даже несколько лет. Главное – не терять настроя, и систематизировано заниматься с ребенком.

Озаботиться проблемой нужно всем вместе: родителям, учителю, психоневрологу и логопеду. Только при таком подходе удастся добиться хороших результатов.

Основные цели занятий:

  • развитие слуховой, зрительной, двигательной функций организма, которые помогут восстановлению фонематического восприятия у ребенка;
  • обучение четкому различию на слух похожих звуков, отличию гласных и согласных;
  • становление навыков построения правильных предложений;
  • обучение звукобуквенному анализу слов;
  • определение количества звуков в слове.

Дыхательные упражнения улучшают приток крови к мозгу, активизируют газообмен, что значительно облегчает процесс корректировки дисграфии.

Примеры упражнений

Важно понимать, что в диагностике и лечении должны участвовать несколько специалистов, обычно подключают логопеда, психолога, психоневролога. Родители также активно принимают участие в проведении упражнений в домашних условиях, поддерживают ребенка на всем пути.

Некоторые примеры эффективных упражнений, с которыми удобно работать дома:

  1. запоминание графики слов – нужно попросить малыша составить слова из слогов на бумаге. Для младших школьников лучше использовать простые и знакомые для них слова, выделять слоги нужно разными цветами карандашей, так как у детей с дисграфией очень хорошо развита зрительная память;
  2. написание вслух – важно попросить ребенка записывать слова и предложения, проговаривая при этом слоги вслух и выделяя цветными карандашами на бумаге. Пример написания: важ-ны-й, стОл, мОлОко и т. д., важно выделять правильные звуки написания, так как говорим мы совсем не так, как пишем. Главной проблемой таких детей является не понимание разницы между устной и письменной речью – они пишут так, как произносят слово, поэтому важно графически закрепить правильное написание;
  3. игра на увеличение объема предложений – положить перед ребенком лист с несколькими предложениями, оформленными нумерованным списком, в конце каждого предложения нужно написать, сколько слов использовано. Например:
    • Пришла зима. Ударили морозы. Появилась наледь. Выпало много снега. Дети радовались снегу. Они играли в снежки. (16 слов).
    • Маша поехала на дачу. В окне машины мелькали деревья. Девочке было интересно рассматривать. Папа был за рулем автомобиля (18 слов).
      Далее нужно попросить ребенка разбавить эти сухие предложения словами, которые окрасят речь. Затем составить графические схемы этих мини рассказов (нарисовать на бумаге рассказ);
    • коррекция текста – положить перед ребенком текст из книги или скучного журнала, предложить ему найти в нем определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов, где она имеется. После того, как данный навык будет освоен и закреплен, нужно усложнить задачу, например, вычеркивать одигласный и один согласный звук разными цветами (синий и красный). Через неделю таких занятий можно постепенно переходить на вычеркивание слогов и похожих по звучанию букв: т/д, п/б, у/ю и т. д.

Отдельное внимание стоит уделить написанию диктантов. Данное упражнение будет занимать много времени, начальная стадия и тексты от 150 знаков пишутся не менее 60 минут.

Сначала текст прочитывается родителем вслух четко и медленно, с выражением. Затем текст диктуется по предложениям, уделяя внимание орфографии каждого. Можно попросить ребенка посчитать на слух количество запятых в предложении, проговорить сложные слова из него по слогам. Только после устного разбора можно приступать к записи предложений по частям, обязательно проговаривая вслух.

Важно! Дисграфия у подростков сложно поддается коррекции, упражнения подбираются в таком случае тщательнее, учитывая индивидуальные особенности ребенка. Некоторые люди остаются всю жизнь с данным заболеванием, из-за упущенного времени. Лучше начинать лишение до полного становления речевого аппарата и закрепления функций письма.

В раннем возрасте дисграфия хорошо поддается лечению, упражнения можно найти здесь и распечатать.

Источник