Лечение народными средствами как называется

Лечение народными средствами как называется thumbnail

Препараты традиционной медицины на рынке в Антананариву, Мадагаскар

Рисунок из трактата Псевдо-Апулея «Herbarium», XIII век

Иллюстрация из японской книги о корейской народной медицине

Наро́дная медици́на (называемая также целительством и вра­че­ва­нием) — комплекс накопленных народом эмпирических знаний, используемых для диагностики и лечения болезней и передаваемые из поколения в поколение[1]. Часть методов народной медицины, для которых доказывается эффективность и безопасность, могут перениматься современной медициной[2]. Но также народная медицина может включать элементы магии, эзотерики и «альтернативные», часто неэффективные, или даже опасные методы лечения[3][4].

Помимо термина «народная медицина» в том же значении иногда встречается «традиционная медицина». Термин «традиционная медицина» по определению Всемирной организации здравоохранения относится к таким направлениям как: китайская медицина, индийская аюрведа, арабская медицина унани и другие формы медицины коренных народов. В странах где «традиционная медицина» не включена в национальную систему здравоохранения, она часто называется «дополнительной медициной», «альтернативной медициной» или «нетрадиционной медициной»[5].

История[править | править код]

До конца XVIII века народная медицина не отделялась от общепринятой медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера «Sicherer und geschwinder Arzt, oder vollständiges Arznenbuch» (1684). Она базировалась в основном на постулатах Гиппократа и других древних врачей о «соотношении соков организма».

Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось, таким образом, не только знахарство, основанное на магии и натуропатии, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи в этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. То же самое делал Иеремия Готхельф в своём романе «Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht» (1843—1844).

В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века — под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес классической врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные.

Сведения, накопленные народной медициной, отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира — Сушруты, Гиппократа и Галена, А.Цельса, а в последующем — в трудах Ибн Сины. Особенности народной медицины народов России изучали участники научных экспедиций в конце XVIII века П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, И. Гмелин , С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин и другие. В XIX веке основатели российской клинической медицины М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и другие применяли в своей практике отдельные приёмы и лекарства, используемые народной медициной.

В XX веке и поныне научная медицина продолжает проверять и перенимать реально работающие методы народной медицины. Так, после многолетнего (с 1969 г.) исследования более двух тысяч растительных препаратов китайской народной медицины коллектив во главе с Ту Юю создал лекарство от малярии, выделив действующее вещество артемизинин из однолетней полыни лат. Artemesia annua. (За создание этого лекарства в 2015 году она получила Нобелевскую премию.)[6]

В СССР и постсоветской России[править | править код]

В ранний советский период (1926-1970 годы) сведения о народной медицине публиковал только журнал «Советская этнография». Причем народную медицину в журнале обособленно не выделяли, а писали о ней как об одном из аспектов жизни коренных народов. Также в журнале была рубрика «Из истории науки», где публиковались более ранние описания (начиная с XVI века) жизни народов, включая сведения об их традиционном лечении[7].
В 1970-е годы группа профессиональных медиков обратилась к исследованию методов народной медицины в клинической практике[источник не указан 373 дня].

Нужно отметить что древняя «традиционно-письменная» народная медицина есть у китайцев, индийцев (аюрведа, йога, Сиддха), иранцев (унани), но у восточных славян до 80-х годов подобных древних систем не существовало (только «традиционно-устная»). Поэтому «народные целители» кроме «традиционно-устных» практик стали заимствовать идеи для своих «традиционно-письменных» лечебных методов у китайской, индийской медицины, вспомнили шаманские обряды коренных народов севера, тибето-бурятскую медицину (на основе трактата Джуд-ши), заимствовали западные психологические нью-эйджевские практики . В 90-х появились также последователи иностранных неорелигиозных и неоязыческих движений, парапсихологических концепций, практик гипноза. Конкуренцию «народным целителям» в области психики и психосоматики стали составлять ранее практически отсутствовавшие психотерапевты и психоневрологи западных направлений (психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга). Стали активно применяться гирудотерапия, остеопатия, ароматерапия[7].

В 80-х 90-х годах в связи с ростом популярности народной медицины и снижением популярности официальной научной медицины (по причинам связанным с перестройкой, инфляцией, проблемам с финансированием и т. д.) стали появляться общественные организации различных «народных целителей». Такие общественные объединения облегчали народным врачевателям задачу по легализации своей деятельности, ведь такая возможность у них появилась в 1993 году с выходом закона № 5487-1 «Об охране здоровья»[7].

В частности в 1987 г. был создан Всесоюзный (позже Всероссийский) научно-исследовательский центр традиционной медицины «ЭНИОМ»[источник не указан 373 дня]. ВНИЦТМ «ЭНИОМ» проводил научную и организационную работу по теме народной медицины, а также по официальному признанию народного целительства. В изданиях этого центра было определено понятие «народное целительство», и в дальнейшем оно использовалось в соответствующих законах[источник не указан 373 дня].

20 декабря 1990 г. была создана общественная организация «Общероссийская профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной народной медицины и целителей». Ассоциация проводит форумы и конференции по народной медицине и целительству, организует обучение и аттестацию целителей и специалистов по народной медицине.

В 1991 г. создан НИИ традиционных методов лечения (позже Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии, затем Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики).

В 1992 г. – Секция по традиционным методам лечения Ученого Совета при Минздраве России[источник не указан 373 дня].

Эти и другие общественные организации присваивают «народным целителям» различные «ученые звания»: «профессор народной медицины», «академик энергоинформационных наук» и одновременно выдают им «официальные бумаги», подтверждающие эти звания[7].

Принятию закона о народной медицине в России также способствовали инициативы ВОЗ 1977г. по принятию стратегии в области народной медицины.[7].

В российском законе 1993 года говорилось о двух категориях: «Целителях и практиках нетрадиционной медицины». «Целители» должны лечить с помощью лекарственных трав, насекомых, советов по питанию и образу жизни. «Практики» должны были лечить с помощью советов по поведению и питанию, молитв, внушения (гипноза) и с помощью некой «коррекции биоэнергетических полей». Конечно, после выхода этот закон вызвал критику со стороны официальной научной медицины и ученых, из за того, что «целители» без медицинского образования теперь могли «лечить» вполне легально[7]. В 2011 году к неоднозначному закону добавили еще статью 50 «народная медицина», где попытались отделить лекарские магико-медицинские практики от духовных магико-мистических практик. Однако в «народной медицине» этнические лекарские практики неразрывно связаны с обрядами духовного исцеления, поэтому эта статья закона также довольно противоречива.

Читайте также:  Коксартроз коленного сустава 2 степени лечение народными средствами

Таким образом, в России занятия «народным целительством» законодательно разрешено и соответствующая профессия внесена в классификатор профессий, но законодательство требует от целителя наличия медицинского образования. Однако, согласно проведённому в 2007 году исследованию РАМН, в России у 95 % людей, оказывающих услуги народных целителей, отсутствует медицинское образование, а более 40 % из них нуждаются в лечении психических отклонений[8][9].

Этнологи выделяют три причины решения заняться деятельность народного целителя[10][неавторитетный источник?].

  1. Изначальная включенность в целительскую традицию благодаря месту проживания или родственным связям. В этом случае наследуются имеющиеся приемы и навыки, а получение дополнительного образования и государственной регистрации часто связаны с расширением профессиональной деятельности и необходимостью её легализации.
  2. Резкая смена мировоззрения, произошедшая в результате психологической или физической травмы, возникшее ощущение появления необычных способностей. На основе этого переживания создается собственная оздоровительно-мировоззренческая система, из других заимствуются только методы, согласующиеся с собственными концепциями целителя.
  3. Собственное оздоровление и создание на этой основе оздоровительной системы.

Критика[править | править код]

Всемирная организация здравоохранения в настоящее время не рекомендует использование «альтернативной медицины» и работает в направлении продвижения доказательного подхода при оценке безопасности, эффективности и качества тех или иных методов народной медицины[11][12].

Безопасность[править | править код]

Более чем в 130 странах существуют акты, регулирующие деятельность народных целителей, связанных с рисками, возникающими при использовании их методов. Среди обывателей распространено мнение, что лекарства, изготовленные из натуральных компонентов более безопасны, однако это не всегда так[13]. Кроме того, многие методы народной медицины включают в себя практики, эффективность которых не доказана, или даже доказано, что они могут только усугубить течение болезни[8][9]. К примеру, многие препараты, использующиеся в аюрведе содержат тяжёлые металлы, опасные для здоровья человека[3]. В некоторых случаях предоставление услуг народной медицины может быть уголовно наказуемым деянием[14].

Истребление исчезающих видов[править | править код]

Толстые лори используются для изготовления средств народной медицины в Юго-Восточной Азии

В части практик народной медицины используются препараты, изготовленные из редких и исчезающих видов. Среди них: толстые лори[15], плавники некоторых видов акул[16], рога носорогов, части тел амурских тигров и т. д. В развивающихся странах распространено браконьерство, специализированное на добыче животных и растений, используемых в народной медицине[17].

Правовое регулирование в России[править | править код]

1993 г. — приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» с 57 статьёй «Право на занятие народной медициной (целительством)». Профессия «народный целитель» внесена в реестр профессий и является официальным названием для этого рода деятельности.

1993—1994 гг. — создана система лицензирования традиционной медицинской деятельности.

В настоящее время занятия народной медициной в России регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — № 323-ФЗ от 21.11.2011. — В редакции от 25.12.2018., Статья 50. Народному целителю для официальной деятельности необходимо как получение обязательного медицинского и специального образования, так и регистрация в государственных органах. Порядок выдачи разрешений определяют подзаконные акты, в частности, регламенты субъектов Российской Федерации.

В некоторых регионах действуют локальные законодательные и/или подзаконные акты. Так, в Рязанской области в апреле 2014 года и ранее в Омской и Новосибирской областях региональное правительство приняло постановление о порядке занятия народной медициной. Данное регулирование направлено на формализацию этой деятельности, требующей получения разрешения в областном министерстве здравоохранения, ведения документации, аналогичной медицинским картам в медицинских учреждениях, получения письменного согласия на лечение со стороны пациента[18].

См. также[править | править код]

  • История медицины
  • Народная славянская медицина

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Малая медицинская энциклопедия, 1992.
  2. ↑ Сорокина, БРЭ, 2013, с. 61.
  3. 1 2 Saper, R.B. Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet / R.B. Saper, R.S. Phillips, A. Sehgal … [] // JAMA. — 2008. — Vol. 300, no. 8. — P. 915–923. — DOI:10.1001/jama.300.8.915. — PMID 18728265. — PMC 2755247.
  4. De Smet, Peter A. G. M. Is there any danger in using traditional remedies? : [англ.] // Journal of Ethnopharmacology. — 1991. — Vol. 32, no. 1−3 (April). — P. 43−50. — DOI:10.1016/0378-8741(91)90102-J. — PMID 1881166.
  5. ↑ Стратегия ВОЗ, 2001.
  6. Алексей Куденко. От народной китайской медицины — к Нобелевской премии. ИноСМИ (10 октября 2015). — Пер с англ.. Дата обращения 5 января 2019.
    Annie Bligh (University of Westminster). How traditional Chinese medicine drove the discovery of a Nobel-winning anti-malarial drug (англ.). The Conversation (7 October 2015). Дата обращения 5 января 2019.
  7. 1 2 3 4 5 6 Харитонова В. И. Неконвенциональная медицина в современной России // Медицинская антропология и биоэтика : журн.. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2017. — 6 июня. — ISSN 2224-9680. Архивировано 31 марта 2019 года.
  8. 1 2 Оксана Прилепина. Чем опасна «народная медицина»?. Российская газета (18 мая 2007). — Неделя №4366. Дата обращения 31 декабря 2018.
  9. 1 2 Марина Слета. Альтернативная медицина: чего больше — пользы или вреда?. medpulse.ru. ООО «Правда.Ру» (27 октября 2008). Дата обращения 3 апреля 2019.
  10. ↑ Ларионова, 2005, с. 139.
  11. ↑ How safe is traditional medicine? // WHO, Ask an expert, 11.07.2005.
    «There is some evidence that seems to support the use of traditional and complementary medicine […] WHO does not currently recommend these practices, but is working with countries to promote an evidence-based approach to addressing safety, efficacy and quality issues».
  12. ↑ WHA62.13, 2009, p. 21: «(4) рассмотреть в соответствующих случаях возможность включения народной медицины в их национальные системы здравоохранения, … , а также фактических данных о безопасности, эффективности и качестве;
    (5) продолжать развивать народную медицину на основе научных исследований и инноваций».
  13. ↑ National Policy on Traditional Medicine and Regulation of Herbal Medicines — Report of a WHO Global Survey. World Health Organization (April 2016).
  14. Хасанов, Ф. З. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья человека при оказании услуг народной (традиционной) и нетрадиционной медицины : Верховный Суд Республики Башкортостан // Медицинское право : журн.. — 2014. — № 5. — С. 19−22. — ISSN 1813-1239.
  15. Starr, C. Field surveys of the Vulnerable pygmy slow loris Nycticebus pygmaeus using local knowledge in Mondulkiri Province, Cambodia : [англ.] : PDF / C. Starr, K. A. I. Nekaris, U. Streicher … [] // Oryx. — 2011. — Vol. 45, no. 1 (January). — P. 135–142. — DOI:10.1017/S0030605310001316.
  16. ↑ Traditional medicines continue to thrive globally. CNN. Дата обращения 25 апреля 2016.
  17. Lindsey, P. Illegal hunting and the bush-meat trade in savanna Africa : drivers, impacts and solutions to address the problem : Panthera, Zoological Society of London; Wildlife Conservation Society report, New York. : [англ.] / P. Lindsey, G. Balme, M. Becker … []. — Zimbabwe : Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), 2015. — 79 p.
  18. ↑ Разборчиво. В Рязанской области утвердили порядок занятия народной медициной. Рязанский городской сайт (2014-4-18). Дата обращения 1 января 2018.
Читайте также:  Лечение народными средствами бронхиальной астмы форум

Литература[править | править код]

  • Народная медицина / Сорокина Т. С. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 61. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
  • Дёмич Ф. И. (укр.)русск.. Народная медицина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ларионова, Ю. А. Феномен «народного целительства» в современной России. // Гуманитарная культура и этноидентификация : Труды молодых ученых. / Отв. ред. С. В. Васильев, Л. Т. Соловьева. — М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2005. — Вып. 2. — С. 134–140. — 280 с. — ISBN 5-201-00834-8.
  • Народная медицина / Сорокина Т. С. // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 61. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
  • Народная медицина // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 16. Музеи — Нил.
  • Народная медицина // Малая медицинская энциклопедия / Ред. В. Покровский. — М.: Советская энциклопедия, 1992. — Т. 3. Лабиринт — Нефротический синдром. — ISBN 5-85270-046-0.
  • Непокойчицкий, Г. А. Большая энциклопедия народной медицины / Г. А. Непокойчицкий, И. А. Губанов, Г. В. Балакирев … []. — М. : АНС, 2007. — 1120 с. — ISBN 978-5-17-043922-5.

Материалы ВОЗ[править | править код]

  • Пекинская декларация. Принята участниками Конгресса ВОЗ по народной медицине, Пекин, Китай, 8 ноября 2008 г. (pdf). WHO. ВОЗ. Дата обращения 31 декабря 2018.
  • Шестьдесят вторая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения : Женева, 18–22 мая 2009 г. : в 3 т.. — Женева : ВОЗ, 2009. — Т. WHA62/2009/REC/1 : Резолюции и решения. Приложения, WHA62.13 : Народная медицина. — С. 20−21 (2-я паг.). — 118 с.
  • Стратегия ВОЗ в области народной медицины 2002—2005 : [арх. 25 августа 2011]. — Женева : ВОЗ, 2001. — viii+70 с.

Источник

В древности в селениях лечением занимались волхвы, позже роль врачевателей взяли на себя знахари и зелейники. Знания, основанные на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, в виде кого крестьяне представляли лихорадку и как ее лечили, как врачевали душевные болезни и что нужно было делать, чтоб изгнать эпидемию из села.

Медицинские энциклопедии: лечебники, травники и зелейники

Лечение народными средствами как называется

Михаил Нестеров. За приворотным зельем. 1888. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, Саратов

О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции. В селениях лечением занимались волхвы, а после принятия христианства за больными ухаживали в церквях: на монастырских огородах выращивали лекарственные травы для отваров и настоев. Со временем в деревнях врачеванием стали заниматься знахари, за помощью к ним обращались как с телесными недугами, так и с душевными. Для профилактики болезней селяне носили на теле магические охранительные амулеты в форме ножей, ложек или фигур животных.

Лечебники и зелейники представляли собой древние медицинские энциклопедии: в них описывали болезни и анатомию человека, разные виды массажа и растираний тела, давали советы по питанию и образу жизни. Наряду с рациональными советами в книгах рекомендовали средства против чародейства: порчу и сглаз считали причиной многих болезней.

В фольклоре, поговорках и заговорах ярко отразилось недоверчивое отношение крестьян к медицинской науке: «не жива та душа, что по лекарям пошла», «добрая аптека убавит века». Суеверия относительно здоровья бытовали на протяжении веков: исследователи-этнографы отмечали, что даже в XIX веке, несмотря на развитие медицинской науки, в деревнях болезни считали наказанием за грехи. Знахари часто врачевали методами, которые сегодня могут показаться ужасающими.

Головные боли, «куриная слепота» и цинга: почему болели крестьяне

Лечение народными средствами как называется

Василий Максимов. Больной муж. 1881. Третьяковская галерея

Собиратель фольклора Владимир Даль одним из первых исследовал народную медицину в крестьянской среде. Традиционные способы лечения изучал в конце XIX века и врач Гавриил Попов. Он издал обзорный труд «Русская народно-бытовая медицина», в котором описывал методы лечения в разных регионах страны.

Гавриил Попов писал, что часто крестьяне никак не связывали происхождение болезней с реальными причинами: в народе не придавали значения чистоте жилища и воздуха, качеству пищи и воды, а сам недуг читали живым существом. Он отмечал, что крестьяне не уделяют внимания уходу за больными и лечебной диете. Одну из главных причин высокой детской смертности он видел в материальном недостатке и скудости знаний, которые приводили к «убийственным способам питания и кормления детей». Новорожденному ребенку часто давали хлеб, считая, что так он быстрее растет и развивается — «его нужно захлебить». А как только малыш начинал держать ложку, его кормили сырыми овощами и кислым квасом, хотя организм ребенка не был приспособлен к такой пище.

Условия деревенской жизни и труда приводили и к болезням взрослых. Селяне питались однообразно и скудно: мясо и рыба за столом небогатых крестьян бывали редко и, как правило, плохого качества, в основном они ели хлеб, картофель и овощи. Весной, когда до нового урожая было далеко, а запасы подходили к концу, в деревнях встречалась «куриная слепота», а во время больших неурожаев даже цинга ­­— эти болезни появлялись от недостатка витаминов.

В избах жили большие семьи, иногда в помещении содержали животных — молодых телят и ягнят, воздух в домах был спертый. А если изба поизносилась, то она промерзала, и жильцы часто простужались. Когда приходилось долго работать в жару в поле, жнецов мучили головные боли. Однако сами селяне не придавали значения реальным причинам недомоганий, находя им множество сверхъестественных объяснений.

Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке

Лечение народными средствами как называется

В.Г. Шварц. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Читайте также:  Болезненное мочеиспускание у женщин лечение народными средствами

Простудой в народе называли тиф, ревматизм, лихорадку и все болезни легких, помимо простудных недомоганий. Связывали их селяне с холодом: простыл, озяб, застудил нутро — так объясняли появление разных недугов. В распространении инфекций обвиняли «дурной ветер», от которого происходили эпидемии, охватывавшие целые деревни. Вместе с ветром массовые болезни приносила роса: верили, что одна из эпидемий холеры началась после того, как на плоды выпала особенная, «отравленная» влага.

Считалось, что после работы с тяжестями возникали болезни «от натуги», о них говорили — «надорвался», «отнялась поясница». Разные болезни внутренних органов, кишечные расстройства и боли в желудке тоже относили к «натужным». Боли в животе часто называли «грыжей» от слов «грызь», «грызет» — так говорили об острой боли или рези.

Крестьяне считали дыхание, кровообращение и другие внутренние процессы в организме человека тайной, которую сокрыл Бог. О роли органов в теле знали только из анатомии животных. Здоровых и крепких людей называли «двужильными», так как считали, что кровь у них идет не по «одной жиле», а по двум, поэтому силы и здоровья у них в два раза больше. Крестьяне путали расположение желудка и сердца и жаловались на сердечные боли, когда их мучили желудочные болезни. Любую головную боль объясняли разыгравшейся «дурной кровью» и лечили кровопусканиями.

Как Сатана и Бог болезни выпускали

Лечение народными средствами как называется

Яков Федорович Капков. Исцеление Митрополитом Алексеем Тайдулы, жены Чанибека, Хана Золотой Орды. Конец 1830-х — начало 1840-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Болезни в народе часто считали живыми существами, которые временно поселились в теле человека. С ними разговаривали, обращались к ним с приказаниями, требовали ответов. Верили, что они выглядят как молодые и красивые женщины или же безобразные старухи. Оспа, тиф и лихорадки обитали в реках, болотах и на далеких морях. Они нападали на человека по ночам и жили в нем, пока не перейдут на другого несчастного. По другим представлениям, Бог и Сатана поместили болезни в железном доме под замком и печатями. Ангел периодически выпускал одну из них на волю: хворь поражала человека, которому предписывалось заболеть, а после ее вновь запирали под замок.

В народе лихорадки представляли как 12 женщин, каждая из которых обладала своей особенностью: одна отвечала за бессонницу, другая — за потерю аппетита, третья портила кровь и тянула жилы. По одной из версий, слово «лихорадка» произошло от того, что женщины-болезни «лихо радуются» мукам заболевших. Считалось, что лихорадка передавала болезнь при поцелуе или же превращалась в муху и залетала в пищу. По поверьям, эпидемии тяжелых инфекционных заболеваний насылал Бог в наказание за грехи. Поэтому в народе считали, что врачи и лекарства не помогут.

В некоторых регионах болезни связывали с образами животных: оспа выглядит как лягушка, лихорадка — как бабочка, корь — как ёж. Боль в животе часто объясняли тем, что туда попала змея или лягушка. Горьким пьяницей можно было стать, выпив водку, в которую черти добавили маленького червяка.

По другим представлениям, отцом всех болезней был дьявол, именно поэтому многие из них неизлечимы.

Бытовые травмы объясняли проделками беса: он мог обернуться лошадью и отдавить ногу, мог толкнуть, сломать руку или поранить топором во время работы. Черт мог «попутать» человека, отчего тот становился сам не свой: во время драки наносил противнику серьезное увечье и мог даже убить. Бесовскими проделками объясняли и кликушество, сумасшествие, эпилепсию: бес вселялся в человека, бился в его теле в припадке и на разные голоса выкрикивал ругательства.

Добрая аптека убавит века

Лечение народными средствами как называется

Фирс Сергеевич Журавлев. Знахарка. Калужский областной художественный музей

В крестьянской среде к врачам и аптекам относились скептически. В каждой семье был свой набор «домашних» средств исцеления: больного клали на теплую печь животом, натирали тело разными продуктами — дегтем, салом или редькой. И если привычные методы не помогали, тогда шли к знахарям. Врачеватели и повивальные бабки делали массаж и растирание тела, умели останавливать кровотечение и поили отварами из лекарственных трав. Одним из главных действенных лечебных и профилактических средств в народе считали баню: взрослых и детей в ней парили при любом недомогании и подозрении на сглаз.

Были распространены и магические методы лечения. Опухоли и кожные заболевания очерчивали углем или кончиком ножа, рисуя магический круг, чтобы защитить здоровые части тела от распространения болезни. Чародейский круг использовали и в ритуале «опахивания», чтобы оградить деревню от эпидемии.

Суть опахивания заключается в проведении магической черты, за которую не должна распространятся и переступать эпидемическая болезнь. Эта черта проводится сохой, в которую впрягаются молодые девушки или вдовы. Иногда таким образом в начале эпидемии изолируются отдельные дома, где уже появилась болезнь, или же очерчивается целое селение, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень.

Универсальным средством от всех болезней признавали молитвы, особенно перед чудотворными иконами и мощами святых. Например, против лихорадок в каждом доме был заведен целый молитвенный список, его считали действенным средством. Здоровые и заболевшие люди носили молитвы вместе с нательным крестом, подвешивая их в маленьком мешочке в качестве оберега.

Болезни могли «передавать» — дереву, животному или человеку. Чтобы вылечить ребенка, выбирали молодое сильное дерево в лесу: березу или дуб. В нем прорубали широкое отверстие, сквозь которое нужно было протащить ребенка. Отдавали хворь и воде: брали хлеб, солили его и, приговаривая магические слова, бросали в реку.

Болезнь стремились напугать неожиданным громким звуком, криком или выстрелом. Били в стену рядом с заболевшим человеком или даже наносили удары по телу и обливали холодной водой. Болезнь, как живое существо, должна была испугаться и покинуть тело. С этой же целью больному давали горькие или противные на вкус напитки.

Детей в деревнях лечили в основном знахарки, они читали над ними заговоры и отпаивали отварами из трав. Считалось, что лечебной силой обладает обрядовая одежда — ее надевали на заболевшего малыша.

Душевные болезни доверяли лечить священнослужителям: таких больных считали бесноватыми, так как верили, что из-за порчи в них вселился злой дух. В церквях и монастырях над одержимыми и кликушами читали особые молитвы и подводили их к чудотворным иконам. Во время сеанса изгнания беса кликуши выкрикивали имя того человека, который по указанию дьявола навел на них порчу.

Источник