Протрузия – это распространённое дистрофическое нарушение в межпозвонковых дисках, проявляющееся его выпиранием за границы позвонков. Наиболее часто данная патология развивается именно в поясничном отделе позвоночника, что обусловлено повышенной нагрузкой на эту область. Лечение протрузии практически всегда обходится консервативными методами, однако в исключительных случаях требуется хирургическое вмешательство.

Юсуповская больница в Москве предоставляется медицинские услуги лучших врачей столицы, а современное медицинское оснащение клиники поможет сделать диагностику заболевания точной и результативной.

Лечебная физкультура при протрузии поясничного отдела позвоночника

Причины возникновения протрузии межпозвонковых дисков

К причинам, влияющим на формирование дистрофических процессов в межпозвонковых дисках, относятся:

• неравномерные нагрузки на спину (аномалии в развитии или искривление позвоночного столба, сакрализация, сколиоз, поясничный лордоз);
  • работа с тяжестями;
  • длительные и сильные физические нагрузки;
  • долгое и регулярное пребывание в одной позе;
  • гиподинамия (малоподвижный образ жизни и отсутствие регулярных физических нагрузок);
  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • лишний вес, ожирение;
  • травмы позвоночника;
  • хронические и острые заболевания позвоночника (туберкулез позвоночного столба, болезнь Бехтерева, болезнь Кальве);
  • сахарный диабет, нарушения в работе щитовидной железы и эндокринной системы;
  • наследственная предрасположенность;
  • отсутствие необходимого количества микроэлементов и витаминов;
  • возрастные изменения в организме человека.
Читайте также:  Хиджама при позвоночной грыже поясничного отдела

Выяснение причины заболевания является одним из ключевых факторов быстрого и эффективного выздоровления. Своевременная диагностика поможет избежать нежелательных последствий, а также вылечиться от протрузии поясничного отдела в короткие сроки.

Симптоматика протрузии поясничного отдела позвоночника

В большинстве случаев протрузия протекает с явными отличительными симптомами, однако бывают случаи латентного течения данного заболевания. Симптомами поясничной протрузии межпозвонковых дисков являются:

• онемение конечностей, пальцев на руках и ногах;
  • сильные прострелы в спине, сковывающие движения на длительный или короткий срок;
  • болевые ощущения во время пальпации позвоночника;
  • непрекращающаяся ноющая боль в области поясницы;
  • нарушения в работе мочеполовой системы;
  • слабость в ногах;
  • усиление присутствующей боли при малейших физических нагрузках, поворотах и наклонах.

Запущенная протрузия может привести к более серьезным последствиям, таким, как грыжа межпозвонкового диска или синдром конского хвоста. Врачи Юсуповской больницы обладают высокой квалификацией, позволяющей правильно поставить диагноз и назначить лечение, подобранное под индивидуальные характеристики пациента. Такой подход обеспечивает надежное и грамотное лечение болезней любой сложности.

Правила проведения ЛФК при протрузии поясничного отдела позвоночника

Лечебная физкультура считается одним из самых действенных и эффективных методов лечения протрузии ввиду своей доступности и результативности. Однако даже ЛФК при протрузии позвоночника имеет свои правила выполнения, к которым относятся следующие пункты:

• перед выполнением упражнений необходимо проконсультироваться со своим врачом;
  • на первых занятиях необходимо аккуратно и не спеша выполнять упражнения, постепенно выбирая для себя подходящие;
  • одежда для тренировок должна быть просторная, комфортная, сделанная из натуральных материалов. Самой важной частью спортивного гардероба в данном случае является обувь – она должна быть спортивной, желательно со специальной ортопедической стелькой;
  • если какое-либо из упражнений доставляет дискомфорт или даже боль, необходимо сразу прекратить его выполнение. В случае если боль после тренировок усиливается, следует немедленно обратиться к своему врачу, так как возрастающий болевой синдром может свидетельствовать об ухудшении состояния или развитии вторичных патологий;
  • во время занятий не следует употреблять воду.

Комплекс ЛФК при протрузии поясничного отдела

Данные упражнения следует выполнять, предварительно проконсультировавшись с доктором во избежание стремительного развития болезни.

• выполните упражнение, именуемое “ножницами”. Лягте на спину, руки расположите вдоль тела, ноги вытяните и поднимите вверх перпендикулярно телу. Разводите ноги из стороны в сторону, скрещивая их. Повторите 15-25 раз;
  • отличным упражнением является простая ходьба на четвереньках. Достаточно пяти минут ходьбы в таком положении с выгнутой спиной, и результат тренировки не заставит себя ждать. Также можно усиливать действие такой ходьбы, выгибая спину под невидимыми препятствиями;
  • примите положение лежа на животе, руки и ноги вытяните. Тянитесь всеми конечностями вверх, постепенно увеличивая амплитуду, но не доводя до предела. Задержитесь в этой позе около 30 секунд, после чего примите исходное положение;
  • обопритесь на полу на руке, как при отжиманиях, приняв позу “планки”. Вытягивайте ноги вверх, чередуя левую с правой, по пять раз на каждую;
  • станьте на четвереньки, одну ногу подтяните под животом к противоположному локтю. Повторите упражнение шесть раз на каждую ногу;
  • станьте ровно, руки положите на талию. Выполните наклоны, зафиксировав при этом таз и ноги на месте. Выпрямляйте при этом руку так, чтобы чувствовалось вытяжение в боку. Повторите упражнение 10-15 раз;
  • стоя прямо, выполните вращение корпусом, не двигая тазом и ногами. Руки могут быть выпрямлены или находится на талии. Повторить 20 раз;
  • лежа на спине, следует максимально напрячь мышцы пресса, не меняя при этом положения всего тела. Для лучшего контроля можно держать руку на животе. Повторить 10-15 раз.

Данный комплекс ЛФК при протрузии направлен на улучшение тонуса мышц спины, что поможет снять напряжение, а также на уменьшение общей нагрузки на поясницу и устранение болевого синдрома.

Протрузия поясничного отдела является заболеванием, полностью поддающимся корректировке и лечению, при условии своевременного обращения к грамотному специалисту и качественного выполнения прописанной терапии. Врачи Юсуповской больницы в Москве в своей практике основываются на принципах индивидуального подхода к каждому больному. Именно такая тактика сделает лечение максимально эффективным и благоприятным для пациента. Записаться на прием и осмотр к доктору можно, обратившись к врачу-координатору на нашем сайте, либо позвонив по телефону Юсуповской больницы.

Автор

Реабилитация при протрузии поясничного отдела

Логопед-дефектолог, кандидат медицинских наук

Список литературы

• МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Дарья Дмитриевна Елисеева

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Елена Геннадьевна Петрова

Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук

Максим Владимирович Чулков

Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт

Сергей Олегович Молчанов

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Цены на услуги *

*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно