В брюшной полости по обе стороны поясничного отдела позвоночника находится

В брюшной полости по обе стороны поясничного отдела позвоночника находится thumbnail

Тип урока: комбинированный, с
применением ИКТ

Формы работы на уроке: беседа,
демонстрация слайдов, самостоятельная работа с
учебником и тематическими таблицами, работа в
группах, составление таблицы.

Задачи:

  • Учебно-познавательные: определить
    сущность понятий «орган», «система органов»,
    «организм»; определить функции основных
    физиологических систем и органов, их образующие;
    провести анализ конкретных связей между
    функциями органов и частями тела.
  • Учебно-развивающие: учить ребят
    самостоятельно работать с учебником, таблицами,
    схемами, извлекая из них нужную информацию;
    логически мыслить и оформлять результаты
    мыслительных операций в письменной или устной
    форме.
  • Учебно-воспитательные: воспитывать
    бережное отношение к своему здоровью.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. За окном осень вступила
в свои права, а мы сегодня собрались в этом уютном
кабинете на открытый урок по биологии. Всем желаю
получить только хорошие и отличные оценки.

2. Проверка домашнего задания

– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Приготовьтесь отвечать на вопросы по этой теме.

1. О каких видах ткани идёт речь?

А) Наружный покров тела, а так же многие полости
внутренних органов выстилает ткань… (эпителиальная)
Б) Обладает свойством возбудимости и
сократимости ткань… (мышечная)
В) Самой разнообразной по строению и функциям тип
ткани… (соединительная)
Г) Основную часть спинного и головного мозга
образует ткань… (нервная)
Д) Жидкая соединительная ткань, состоит из
форменных элементов и плазмы… (кровь)
Е) Образует слой жировой клетчатки над кожей… (жировая)
Ж) Клетки плотно прижаты друг к другу,
межклеточное вещество развито слабо, при
повреждении клетки быстро замещаются новыми… (эпителиальная)
З) Эти ткани образуют скелет человека… (костная
и хрящевая)

И) Ткань, образующая сердечную мышцу… (сердечная
мышечная ткань)

К) Образуют скелетные мышцы… (поперечно-полосатые
скелетные ткани)

2. По рисунку определите тип или вид ткани.

Ребята получают рисунки с видами тканей.
Отвечают.

3. Новая тема

1. Вся окружающая нас природа разделяется на
органическую и неорганическую. К первой
относятся живые существа, ко второй неживые.
Скажите, что общего в строении всех живых
существ? (Клеточное строение)
– Что образуют клетки в многоклеточном
организме? (Ткани)
–  Вспомните определение понятию – ткань.
(Ткань – группа клеток, схожих по строению и
происхождению, выполняющих определённую функцию
и соединённых  между собой межклеточным
веществом.)

– Что образуют ткани живых существ? (Органы)
– Попробуйте сформулировать определение
понятию орган. (Орган – это часть тела,
занимающая определённое место в организме,
имеющая определённую форму и строение и
выполняющая определённую функцию)

– Что в свою очередь образуют органы? (Системы
органов)

– Что образуют системы органов? (Целый
организм, который работает как единое целое)

На доске появляется схема.

– Какие звенья в этой цепочке мы уже изучили?
Что предстоит изучить? Итак, тема нашего урока:
Органы. Системы органов. Записываем в тетрадь.

2. Сегодня на уроке вам предстоит
самостоятельно, в группах,  изучить системы
органов, составляющие их органы, выявить место
расположение и функции.
Каждая группа получит карточку с заданием (Приложение 1) изучить
определённые системы органов по плану:

  • Выявить органы, из которых состоят данные вам
    системы органов.
  • изучить их функции.
  • заполнить таблицу.

Для выполнения задания использовать
информацию учебника и тематические таблицы.

Результатом работы всех групп будет заполнение
общей таблицы указанной на доске. Группы изучают
и готовятся к выступлению. Время 10 мин.

Системы органовОрганы, из которых она состоитФункции
1Скелетная системаИз костейПоддерживает тело
Место прикрепления мышц
защитная
2Мышечная системаСкелетные мышцыПриводит в движение кости скелета
3мочевыделительнаяПочки,
Мочеточники
Мочевой пузырь
Мочеиспускательный канал
Выделение из организма жидких
продуктов обмена
4Кровеносная системаСердце
сосуды
Обеспечивает движение крови, которая
транспортирует кислород и питательные вещества
и удаляет продукты обмена
5Дыхательная системаНосовая полость
Глотка
Гортань
Трахея
Бронхи
лёгкие
Обеспечивает поступление кислорода и
выделение углекислого газа
6Пищеварительная системаРотовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Кишечник
Печень
Поджелудочная железа
Переваривание пищи
7Половая системаЯичники
семенники
Обеспечивает продолжение рода
8Нервная системаГоловной мозг
Спинной мозг
нервы
Координирует работу всех органов
нашего тела
9Эндокринный аппаратЭндокринные железыВлияет на обмен веществ и работу
органов

Вопросы:

– Чем система органов отличается от аппарата
органов? (Система органов состоит из органов
одинаковых по происхождению и плану строения, а
аппарат из органов разного происхождения и
строения, но объединённых общими функциями.)

– Какие вы знаете аппараты органов? (Опорно-двигательный
аппарат, эндокринный аппарат)

– Благодаря какой системе организм существует
как единое целое? (Нервной)

3. Изучив расположение органов и их систем,
ответьте на вопрос:

Читайте также:  Упражнения противопоказанные при остеохондрозе поясничного отдела

Какой орган помещается:

  • Под диафрагмой в правом боку и по середине линии
    тела  (печень). Диафрагма
    это мышечная перегородка, которая разделяет
    органы на органы брюшной и грудной полости.
  • Под диафрагмой в левой части брюшной полости (желудок)
  • Выше диафрагмы под грудной костью (лёгкие)
  • В брюшной полости по обе стороны поясничного
    отдела позвоночника (почки)

4. А знаете ли вы, что в строении и расположении
человеческого тела имеются определённые
закономерности? Послушайте сообщение (готовит
ученик)

Сообщение «Закономерности в строении и
расположении органов человеческого тела»

  • Длина ладони равна длине лица (от подбородка до
    начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно
    закрыть лицо;
  • Длина предплечья равна длине стопы, а длина
    стопы равна длине окружности кулака
    (следовательно, узнать, подходит ли носок, можно,
    если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в
    кулак, а подобрать нужный размер тапочка или
    валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви
    с длиной предплечья);
  • Расстояние между кистями разведённых в сторону
    рук равно сумме длин обеих ног (определить,
    подходят ли  брюки по длине можно, если
    растянуть их в разведённых руках);
  • Длина носа примерно равна длине уха, а ширина
    уха составляет половину его длины.

Перечисленные закономерности верны лишь
приблизительно, у одних несоответствие будет
больше, а у других меньше. Эти отклонения будут
вариантами нормы и не являются недостатками
фигуры.

5. Закрепление

Заключительное задание группам. Установить
соответствие между органом и системой органов.
Заполните таблицу, вставив букву
соответствующей системы органов.

1)
желудок                                                              
А) скелетная система
2) мочевой
пузырь                                                 
Б)  мышечная система
3)
печень                                                                 
В)  выделительная система
4)
почки                                                                   
Г) дыхательная система
5) поджелудочная
железа                                      
Д) пищеварительная система
6)
сердце                                                                  
Е) нервная система
7)
семенники                                             
              Ж)
кровеносная система
8)
трахея                                                                  
З) половая система
9) гортань
10) головной мозг

12345678910
          

6. Рефлексия

– Что было главным на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что было интересно?
– Чему научились?

Учитель просит заполнить карту оценки
деятельности на уроке и поставить самооценку в
виде отметки по критериям, выведенным на экран.

На экране появляется запись:

Оцени свою работу.

«5» – выполнил все данные мне задания.
«4» – выполнил все задания, но иногда ошибался.
«3» – часто ошибался, выполнил только половину.
«2» – ничего не смог выполнить правильно.

Учитель просит сдать карты оценки деятельности
на уроке.

Спасибо всем за урок. Молодцы!

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание: подготовиться к
зачёту «Общий обзор организма человека».

Источник

Схема органов брюшной полости человекаДля каждого человека важно знать название внутренних органов и их расположение. Это нужно для своевременного выявления того или иного заболевания. В брюшной полости находится большинство важных внутренностей: органы пищеварения и мочеполовая система. Брюшина представляет собой пространство в теле человека, вверху замыкающееся диафрагмой. Низ полости приходится на область таза. Органы брюшной полости каждый день обеспечивают нормальное функционирование всего организма человека.

Органы брюшной области и их функции

Строение органов брюшной полости

Брюшина представляет собой полость с внутренностями, стенки которой покрыты серной оболочкой, пронизаны мышцами, жировой клетчаткой и соединительно-тканными формированиями. Мезотелий (серная оболочка) вырабатывает специальную смазку, которая не дает органам тереться друг о друга. Это ограждает человека от неприятных ощущений и боли, при условии, если органы здоровы.

В брюшном пространстве располагается желудок, селезенка, печень, поджелудочная железа, брюшная аорта, органы пищеварительного тракта и мочеполовая система человека. Все органы выполняют свою функцию, важную для жизнедеятельности организма. Так как главной их ролью является пищеварение, то говоря о них в целом их принято называть желудочно-кишечный тракт.

Важно! Брюшной пресс служит защитной мембраной для всей внутренней системы органов спереди. Сзади защитную функцию выполняют кости: таз и позвоночник.

Пищеварительная система проделывает такую работу:

  • переваривает пищу;
  • выполняет защитную и эндокринную функцию;
  • помогает всасываться питательным веществам;
  • заведует процессом кроветворения;
  • устраняет токсины и яд, попадающие в организм.
Читайте также:  Остеохондроз поясничного отдела позвоночника мкб симптомы и лечение

Мочеполовая система в свою очередь выполняет репродуктивную и эндокринную функцию, выводит из организма продукты обмена.

Отличительной чертой мужского и женского состава брюшной полости являются только половые органы. Все органы пищеварительной системы идентичны и располагаются одинаково. Исключением может быть лишь врожденная патология внутренних органов.

Анатомическое строение брюшных органов

Изучением строения и расположения внутренностей в теле человека занимается наука анатомия. Благодаря ей люди могут узнать расположение внутренностей и понять, что у них болит.

Желудок

Схема устройства желудка человека

Полость, состоящая из мышц, выполняющая накопительную, смешивающую и переваривающую еду функцию. У людей с пристрастием к употреблению пищи желудок увеличен в размерах. Находится между пищеводом и двенадцатиперстной кишкой. Благодаря пульсирующим сжатиям, что входит в двигательную активность органа, он выводит из организма химикаты, яды и прочие вредоносные вещества. Тем самым осуществляется защитная (иммунная) функция.

В желудочном мешке происходит расщепление белков, всасывание воды. Все поступившие продукты питания смешиваются и переходят в кишечник. Качество и скорость переваривания пищи зависит от пола и возраста человека, присутствия или отсутствия болезней, вместительности, работоспособности желудка.

Желудок имеет грушевидную форму. В норме его вместительность не превышает одного литра. При переедании или поглощении большого количества жидкости увеличивается до 4 литров. Тем самым изменяется и его месторасположение. Переполненный орган способен опуститься вплоть до уровня пупка.

Заболевания желудка могут быть весьма мучительными, поэтому нужно относиться внимательно к любым неприятным симптомам, возникающим в нем.

Желчный пузырь

Служит полостью для накопления желчи, выводимой печенью. Поэтому находится рядом с ней, в специальной ямке. Структура его состоит из тела, дна и шейки. Стенки органа включают в себя несколько оболочек. Это серная, слизистая, мышечная и подслизистая.

Печень

Схема строения печени человека

Представляет собой важную для функционирования организма железу пищеварения. Масса органа у взрослого нередко достигает полутора килограмм. Она способна устранять яды, токсины. Участвует во многих метаболистических процессах. Занимается кроветворением у будущего малыша в период его вынашивания матерью, усвоением глюкозы и холестерина, поддержанием в норме содержания липидов.

Печень обладает удивительной способностью к регенерации, но запущенные заболевания могут серьезно подорвать здоровье человека.

Селезенка

Паренхиматозный лимфоидный орган, располагающийся позади желудка, под диафрагмой. Это верхняя часть брюшины. В состав входит диафрагмальная и весцеральная поверхность с передним и задним полюсом. Орган представляет собой капсулу, внутри наполненную красной и белой пульпой. Занимается защитой организма от вредоносных микроорганизмов, создает кровоток у будущего младенца в утробе матери и взрослого человека. Имеет способность к возобновлению оболочек эритроцитов и тромбоцитов. Является основным источником выработки лимфоцитов. Способна улавливать и очищать микробы.

Поджелудочная железа

Орган системы пищеварения, по размеру уступающий только печени. Ее месторасположение – забрюшинное пространство, немного позади желудка. Масса достигает 100 грамм, а длинна – 20 сантиметров. Строение органа выглядит так:

Схема строения поджелудочной железы

Поджелудочная железа обладает особенностью вырабатывать гормон, именуемый инсулином. Он занимается регулированием уровня глюкозы в крови. Основной функцией органа является производство желудочного сока, без которого пища не сможет перевариваться.

Без поджелудочной железы человек жить не может, потому следует знать, какие продукты являются наиболее вредными для этого органа.

Тонкий кишечник

Длиннее органа в системе пищеварения нет. Он напоминает спутанную трубку. Соединяет желудок и толстый кишечник. У мужчин достигает семи метров, у женщин – 5 метров. В состав трубки входят пару отделов: двенадцатиперстная кишка, а также подвздошная, тощая. Строение первого отдела следующее:

Строение двенадцатиперстной кишки

Два вторых отдела именуют брыжеечной частью органа. Тощая кишка расположилась вверху с левой стороны, подвздошная внизу в правой области брюшины.

Толстая кишка

Орган в длину достигает полтора метра. Соединяет тонкую кишку с анусом. Состоит из нескольких отделов. Каловые массы накапливаются в прямой кишке, откуда и выводятся из организма через анальное отверстие.

То, что не входит в пищеварительную систему

Все остальные органы, «проживающие» в зоне брюшины относятся к мочеполовой системе. Это почки, надпочечники, мочевой пузырь, а еще мочеточники, женские и мужские половые органы.

Почки формой напоминают фасолины. Находятся в поясничной зоне. Правый орган сравнительно меньше левого. Парные органы выполняет очистительную и секреторную функцию урины. Регулируют химические процессы. Надпочечники вырабатывают целый ряд гормонов:

  • норадреналин;
  • адреналин;
  • кортикостероиды;
  • андрогены;
  • кортизон и кортизол.
Читайте также:  Бодифлекс при остеохондрозе поясничного отдела

Из названия можно понять нахождение желез в организме – над почками. Органы помогают людям приспосабливаться к разным жизненным условиям.

Важно! Благодаря надпочечникам человек остается стойким в стрессовых ситуациях, что защищает центральную нервную систему от негативного воздействия.

Аппендикс – маленький орган брюшины, придаток слепой кишки. Его размер в диаметре не более одного сантиметра, в длину достигает двенадцати миллиметров. Защищает желудочно-кишечный тракт от развития болезней.

Как проверяют органы брюшины на наличие патологии?

Основным методом диагностики здоровья органов брюшной полости является УЗИ. Исследование не повреждает структурные единицы тканей, поэтому безопасно для организма. Процедуру можно проводить неоднократно, в случае такой надобности. Когда развивается эвентрация, применяются методы постукиваний (перкуссия), пальпации и прослушивания (аускультация) органов брюшины. Правильное расположение внутренностей, наличие очагов инфекции можно проверить и посредством МРТ (магнитно-резонансная томография) и КТ (компьютерная томография).

Важно! Болезни органов брюшного пространства способны угрожать жизни человека. Поэтому при первых же симптомах, болях в зонах брюшины незамедлительно обращайтесь за помощью к медицинским работникам.

Какие заболевания поражают брюшную полость?

Женщина в черном держится за живот

При попадании в организм инфекции бактериального характера способен развиться аппендицит. Лечение проводится с помощью хирургического метода, то есть совершается удаление аппендикса. Нередко диагностируют опущение органов. Первым обычно опускается желудок. Терапия включает в себя правильное питание, назначенное диетологом, ЛФК и ношение специального пояса – бандажа.

При развитии кишечной непроходимости или появлении спаек делают операцию. Если спайки стали причиной непроходимости, производят их удаление, но исключительно по жизненным показаниям. В таких случаях возможны рецидивы. При частых обострениях непроходимости врачи рекомендуют бесшлаковое питание.

При воспалении желудка обращение к доктору не обязательно, если симптомы проходят в течение пары дней. Важно пить больше жидкости, чтобы не случилось обезвоживания. Если больному не становиться легче на третий день, необходимо идти в поликлинику. Врачи назначат необходимые анализы, комплексное лечение. В большинстве случаев это лекарственные препараты.

Самым распространенным заболеванием области забрюшинного пространства является геморрой. Патология приносит массу неприятных ощущений. При нестерпимом болевом синдроме врачи проводят оперативное лечение. Если же прогрессирование болезни умеренное, проводят терапию лекарственными препаратами, примочками, компрессами и ваннами с применением травяных сборов.

Брюшная грыжа – врожденное или приобретенное заболевание, в результате которого через отверстие в брюшной полости выпячивается толстый или тонкий кишечник. Возникает при беременности, ожирении или тяжелых физических нагрузок из-за постоянного давления на определенную точку в брюшине. Другой причиной является сильное давление на оболочку внутренних органов. Лечится патология посредством оперативного вмешательства.

Как и что есть для здорового пищеварения?

Женщина отказывается от выпечки

Чтобы организм чувствовал себя комфортно, стоит обзавестись несколькими полезными привычками:

  1. Следите, что едите. Вносите в рацион больше овощей, фруктов, круп. Избегайте жирной, соленой и сладкой пищи.
  2. Тщательно пережевывайте. Все продукты нужно есть не спеша и хорошо измельчать с помощью зубов. Это поможет избежать вздутия живота, расстройств ЖКТ.
  3. Перекусывайте. Вместо трех стандартных приемов пищи перейдите на 5-6 разовое питание. Порции на завтрак, обед и ужин уменьшите, а в промежуток утоляйте голод овощами, фруктами, молочной продукцией, орехами.
  4. Исключите жирную пищу. Жиры лишь приносят проблемы с пищеварением, лишний вес и развивают патологии сердечной мышцы. Старайтесь готовить блюда на пару или запекать.
  5. Готовьте сами. Полезней и питательней для организма является пища, приготовленная самостоятельно. Полуфабрикаты, являясь высококалорийными, пересоленными, приносят вред пищеварительной системе и организму в целом.

Анатомическое строение органов брюшной полости тщательно изучается во многих лабораториях современными учеными. Это будет способствовать возможности диагностирования патологий этой зоны на ранних стадиях развития болезней. В результате подготовка и само лечение больных будет проводиться быстрее, не давая патологии переходить на более тяжелые стадии прогрессирования. При этом радикальные методы решения проблем отойдут на второй план.

Здоровье органов во многом зависит от человека. Своевременная диагностика и терапевтические процедуры увеличивают шансы на полное восстановление функционирования органов. Поэтому обращаться за помощью следует при первых же симптомах недомогания.

Врач сайта

Врач сайта: Антон палазников

Врач-гастроэнтеролог, терапевт

Стаж работы более 7 лет.

Профессиональные навыки: диагностика и лечение заболеваний ЖКТ и билиарной системы.

Источник